Татьяна Никонова
Обобщение педагогического опыта «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта
"Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"
Что такое мелкая моторика?
Мелкая моторика —это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность моей работы состоит в том, что дети раннего возраста еще толком не умеют и ложку держать, уже не говоря про карандаш, фломастеры. Дети не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, рисования и конструирования, не успевают за ребятами на занятиях. И все потому, что у детей слабо развита мелкая моторика рук. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку, на его речь, что зачастую приводит к замкнутости ребёнка.
Исходя из этого, я определила цель своей работы:
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность.
Для достижения своей цели, работу с детьми построила по следующим направлениям:
- пальчиковые игры;
- игры с предметами;
- дидактические игры.
Пальчиковые игры –это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.
Пальчиковые игры – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
При выполнении упражнений на развитие мелкой моторики мы переходим от простого к сложному, повторяем что получилось, и пробуем, что не совсем получается. Конечно, надо адекватно оценивать возможности малыша, не заставлять делать, что не нравиться или не получается, главное правило все должно происходить в форме игры.
Для наибольшего удобства при работе с детьми, я создала картотеку пальчиковых игр.
Игры с предметами домашнего обихода почти все сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.
Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.
Дидактические игры - такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения.
Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки. Это идеальные игрушки для укрепления пальцев и всей кисти руки ребенка, развития глазомера, воспитания внимания и усидчивости.
Но кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
«Павлин» игра с прищепками, «Желуди -погремушки», «Найди свой домик», «Веселый паровоз», «Моталочки», «Закрути змейку»,
Все эти игры развивают мелкую моторику, а так же способствуют развитию внимания, слухового восприятия, усидчивости. Дети учатся откручивать и закручивать крышки, играть в парах, закрепляют основные цвета.
И, конечно, самая любимая детьми игра -это «Котик волшебный животик» или сухой бассейн. Погружение рук в сухой бассейн позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая мышечную релаксацию. К тому же сухие бассейны создают непередаваемую атмосферу радости и веселья.
Побуждая малышей к самостоятельным действиям, с дидактическим материалом, наблюдаю за их действиями, при необходимости оказываю помощь, создаю ситуацию успеха.
Опыт первого года работы по развитию мелкой моторики показал, что родители в пальчиковых играх и в играх с предметами скорее видят развлекательные, а не развивающие, оздоровительные воздействия. Им проще посадить ребенка у телевизора, чем заняться полезной деятельностью, в виде игры. Например: перебрать рис, горох, разложить карандаши, порисовать, полепить и т. д. Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, застегнет пуговицы.
И для того, чтобы родители осознали необходимость развития у детей тонких движений рук, я оформила Папку-передвижку, выпускаю буклеты для родителей, провожу мастер-классы. Это помогает мне подготовить родителей к индивидуальной работе с ребенком дома, что способствует закреплению полученных умений у детей.
Выводы:
В результате работы у детей совершенствовалась ручная умелость, что стало стимулирующим толчком для развития речи и формированию психических процессов. Пополнилась предметно - развивающая среда материалом и оборудованием для развития мелкой моторики рук, оформлена картотека пальчиковых игр, собран и систематизирован информационно - наглядный материал для родителей по данной теме.