Кожевникова Ирина
Обобщение педагогического опыта «Технические проекты в проектной деятельности младших школьников»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме :
«Технические проекты в проектной деятельности младших школьников»
«Если ребёнок в детстве не научился
творить, то и в жизни он будет
только подражать и копировать».
Л. Н. Толстой
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Технические проекты в проектной деятельности младших школьников“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Работа над техническими проектами направлена на развитие технического творчества, продуктивной деятельности, программирования и получение новых знаний в той или иной области искусства, науки и техники. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, фантазировать, проявлять активность и интерес к различным областям искусства, науки и техники. В каждом учебном предмете, начиная с первого по четвёртый класс, встречается увлекательная и творческая работа над проектами, но алгоритм работы над ними и продукты отличаются. Классификация проектов разнообразна. Разработка и реализация проектов зависит от вида проекта. Я подробнее остановлюсь на технических проектах, главной целью которой является развитие технического творчества, конструирования, моделирования и создания условий творческого роста, технологических возможностей. Технические проекты в моей работе больше всего реализуются на уроках технологии и во внеурочной деятельности. Внедрение технических проектов начинается с 1 класса. Работа начинается с основы, то есть, с процесса развития технического творчества, которая является важнейшей составляющей основой для дальнейшей работы. Приё мы работы с учащимися с 1 - 2 классы: беседа, упражнения на изучение геометрических фигур, применение необходимых инструментов, составление плана работы, задания по образцу (с использованием инструкции, работа по шаблону, то есть создание простейших работ. Наши проекты : конверт своими руками, волшебная шкатулка, новогодние игрушки, макет светофора, объёмные игрушки и т. д.
В 3 классе процесс и этапы работы над моделью, выполненные учащимися усложняются. Следует отметить: проектирование и создание творческих моделей реализуется не только по шаблону, но и по чертежу. Учащиеся сами создают чертёж, определяют размеры, проводят измерения своего изделия (разметки, развёртки) Учащиеся создают собственные творческие продукты, на основе творческого моделирования (создание – модели рисунка). Далее добавляется декорирование (украшение) готовых форм, дизайн (это могут быть рисунки, орнаменты).
Таким образом: в структуру каждого занятия включены идеи по созданию моделей с более сложным механизмом.
Наши проекты – это подарочные упаковки, объёмные животные, макеты построек (крепости, стадиона, русской избы, макеты автомобилей, автомобили будущего, военная техника и т. д)
Оценивание проектной деятельности, то есть рефлексия
Обдумывая и осмысливая проделанную работу, ребята выступают в разных ролях: (исследователей, наблюдающих за тем, какое влияние на поведение модели оказывает изменение её конструкции; проводя расчёты и измерения, оценивая и сравнивая модели). Лучше критерии оценивания дать или обсудить сразу после планирования проектной деятельности. Каждую группу оценивают другие группы. Критерии оценок: соответствие темы и содержание; оригинальность оформления; аккуратность оформления.
Итого:
6-4 баллов – «превосходно»
4-2 баллов – «отлично»
2-0 баллов – «хорошо»
Поддержание такой мотивации и удовольствие, получаемое от успешно выполненной работы, естественным образом вдохновляют учащихся на дальнейшую творческую работу.
Таким образом, технические проекты, являясь одной из наиболее инновационных областей в сфере детского технического творчества, объединяет классические подходы к изучению основ: информационное моделирование, информационно-коммуникационные технологии. Встраивание её элементов в образовательное пространство делает обучение младших школьников эффективным и продуктивным для всех участников образовательных отношений.
Поэтому, в настоящее время, в школе работа над техническими проектами и проектами в целом приобретает все большую значимость и актуальность.
Усвоение основ научно-технического творчества помогает младшим школьникам повысить социальную активность, пробудить интерес к рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности, а это, в свою очередь, приведет в дальнейшем к сознательному самоопределению технической сферы.