Ирина Бершина
Обобщение педагогического опыта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в поликультурной среде региона»
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в поликультурной среде региона»
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности и совершенствование профессионально-личностных качеств, педагогических способностей и практических умений по данной теме.
- формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;
Публикация «Обобщение педагогического опыта „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в поликультурной среде региона“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оформление детских садов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;
- создание культурно-развивающей среды ДОУ;
- организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.
Задачи:
Образовательные
формирование у детей чувства причастности к духовному наследию прошлого, чувства соприкосновения с ним; формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской и русской культуре и традициям.
Воспитательные воспитание чувства уважения к людям разных национальностей, формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям разных (русского, мордовского) народов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Актуальность
Проблема нравственно-патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Патриотическое воспитание – процесс формирования сознания человека, любящего свою Родину, гордящегося достижениями своего народа. Формироваться чувство патриотизма у человека начинает ещё в дошкольном возрасте : привязанность и любовь к Родине, ответственность за неё, преданность ей, желание трудиться на благо, беречь её богатства. Ключевым этапом формирования у детей любви к Родине считается накопление ими социального опыта жизни в своём крае, приобщение к миру его культуры.
В нравственно-патриотическом воспитании дошкольника наиболее актуальным является использование потенциала региона.
Изучение своей малой родины – Мордовии, можно оценивать как первый шаг в формировании мироощущения, в приобщении к истории и культуре своего народа. Всё это содействует воспитанию преданности своему Отечеству у дошкольников, целостному восприятию и широкому охвату явлений окружающего мира в его многообразии и значимости.
Дети через понимание малой родины осознают сопричастность к стране, к ее прошлому, настоящему и будущему. У них формируется гражданская позиция. Ознакомление с родным краем играет существенную педагогическую роль в эстетическом, нравственном, политическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между воспитательной и образовательной деятельностью и обеспечивает интеграцию в разных видах детской деятельности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Одним из условий формирования ведущей идеи опыта является включение регионального компонента в образовательный процесс. Главное условие нравственно - патриотического воспитания — разбудить чувства детей, найти отклик в их сердцах на происходящие события жизни, наполнить ее интересной, содержательной деятельностью.
Однако мало любить родную землю, необходимо знать историю и культуру не только коренного народа, но и народов,населяющих регион. Без этого немыслимо полноценное патриотическое воспитание.
Условием возникновения и становления нравственно-патриотических чувств является создание для детей теплой, уютной атмосферы.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной семье,родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своей Родине.
Формированию нравственно-патриотических чувств дошкольников в поликультурной среде региона способствует обогащение содержания образовательной среды сведениями о родном крае.
В нашей группе созданы следующие условия:
1. Подобран разнообразный содержательный материал для детской деятельности.
2. Создана предметно - развивающая среда (уголок национальной культуры).
3. Разработаны картотеки дидактических и подвижных игр.
4. Система работы отражается в перспективном и календарном планировании.
Теоретическая база
Для обеспечения теоретической базы наряду с региональным образовательным модулем дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева мной используются следующие материалы:
1 Брыжинский, В. С. в своей книге Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009г. раскрыл все многообразие народных игр.
Кладезем информации о родном крае является книга - Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчиков, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин; Худож. : В. Пресняков, Ю. Смирнов. – Саранск : Мордов. кн. изд. -во, 1997.
2. В книге - День обычный на дворе: Рассказы. Стихи. Сказки. Пословицы. Загадки / сост. : М. М. Мудрова, И. П. Пачколина, Н. М. Мирская. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990г. авторы знакомят детей богатым творчеством мордовских писателей и поэтов.
3. В системе дополнительных услуг актуальна работа «Обучение мордовским (мокшанскому, эрзянскому) языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Мордовия : программа и методические рекомендации» / А. И. Исайкина. – Саранск : Некоммерческая ассоциация «Поволжский центр культур финно-угорских народов»; М-во Республики Мордовия, МРИО, 2007. – 64 с.
4. Для чтения дошкольникам используется книга-Лисьмаприне : Вишкинетнень туртов хрестоматия / сост. А. И. Брыжинский. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1993. – 208 с. Родничок : Хрестоматия для маленьких / Сост. А. И. Брыжинский
5. С декоративно-прикладным творчеством мордовского народа нас знакомит работа -Промыслы Мордовии / А. С. Лузгин. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1993. – 142 с.
6. По построению предметно-пространственной среды мной использовалась работа Матовой В. Н. Краеведение в детском саду. — СПб. : ООО «Издательство. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 176 с.
7. Любимым произведением для слушания являются - Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост. : А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев. - 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006..
Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с.
8. В работе по краеведению,раскрывающей технологию данной деятельности актуальной является книга «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры»/ О. Л. Князева, М. Д. Маханева – М. Издательство: Детство-Пресс :2015. – 304 с.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Технология нравственно-патриотического воспитания дошкольников в поликультурной среде региона состоит в приобщении детей к традициям народов, населяющих родной край. Она включает в себя ознакомление детей с народными играми, старинными праздниками и ремеслами, знакомство с бытом народа, фольклором, природой, с интересными людьми. Использование краеведческого материала в работе с детьми, тоже занимает важное место, но при этом его надо тщательно отбирать, чтобы вызвать интерес и эмоциональный отклик у детей.
Также необходимо и повышение своей профессиональной компетентности в познании культурно-исторического наследия родного города и края и современных технологий обучения.
Цель: воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край.
Задачи:
1. Формировать представление о Родине как о месте, где человек родился, и страны, где он живёт.
2. Воспитывать чувство привязанности к своей малой родине, гордости за неё, восхищение её красотой.
3. Развивать способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
4. Воспитывать потребности узнавать о культурных и природных ценностях родного края, беречь и охранять их.
5. Воспитывать уважение к людям труда, знаменитым землякам.
6. Расширять кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию.
Объект исследования:
Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста.
Принципы педагогического опыта :
• создать в группе уголок национальной культуры с различными дидактическими и игровыми пособиями;
• начать раннее обучение дошкольников;
• включить элементы краеведения во все виды деятельности детей.
Развивать работу по краеведению нужно не периодически, а систематически и поэтапно.
Приобщение к родному краю я начинаю с эмоциональных рассказов в мини-музее по краеведению о красоте города и природе родного края на основе экскурсий и целевых прогулок. Умелое сочетание рассказов и бесед о природе, труде и быте людей, рассматривание репродукций, любование красотой родных мест вызывают добрые чувства, которые надо развивать.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к родной природе. При ознакомлении детей с природой родного края дети получают элементарные сведения о растительном и животном мире края, реках, лекарственных травах. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, бережное отношение к природе.
Методы и приемы работы с детьми по освоению малой родины разнообразны. Мной организуются целевые видеоэкскурсии по городу с привлечением мультимедийных технологий (проекторов, телевизоров, планшетов). Я рассказываю и показываю красивые места города, достопримечательности, памятники.
Основными формами и методами работы с детьми по обучению и формированию знаний я определила:
- беседы;
- экскурсии в мини-музей МАДОУ;
- чтение художественной литературы;
- досуги, развлечения, праздники;
- игры (дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые);
- презентации.
-акции к различным государственным праздникам;
-посещение малой Третьяковки.
Формы и методы работы с родителями:
- консультации;
- фотовыставки;
-участие в совместных развлечениях, праздниках, досугах;
- сбор материала и предметов старинного быта для мини-музея ДОУ.
Воспитание любви к родному краю, ознакомление с достопримечательностями мной ведутся в системе с использованием активной поисково-познавательной и проектной деятельности детей и родителей. Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания считаю проектную деятельность, позволяющую создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых.
Мною были разработаны образовательный проекты: «Сказка – ложь, да в ней намёк», «Воспитание этнокультурной компетентности детей дошкольного возраста посредством ознакомления с предметами быта в мини-музее по краеведению», в которых были задействованы воспитатели, родители. Так же было разработано Перспективно-тематическое планирование по региональному образовательному модулю дошкольного образования «Мы в Мордовии живем»/ авт. О. В. Бурляева с первой младшей по подготовительную группу
Анализ результативности.
В результате использования инновационной деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников в условиях поликультурной среды региона, дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, общительными, целеустремлёнными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству. Родители стали активными участниками в проектной и поисков-познавательной деятельности по патриотическому воспитанию.
Проведённая работа была последовательной и позволила добиться хороших результатов. Результат работы позволяет сделать вывод, что использование краеведческого содержания в целях формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников является весьма действенным и эффективным, так как у детей формируются:
-нравственная гражданская позиция;
-основы патриотизма;
-правильность и полнота представлений о родной республике, о своей национальной принадлежности, о традициях, фольклоре разных народов Республики Мордовия;
- понимание и уважение иных народов, культур;
- интерес к традициям и фольклору;
- осознание необходимости взаимопонимания между людьми и народами.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
В ходе этой работы столкнулась со следующими проблемами:
Мало познавательного и игрового материала для дошкольников.
Недостаточно иллюстраций (быт, традиции).
Недостаточно теоретического материала по организации краеведческой работы в ДОУ.
Рекомендации по использованию
Данный инновационный педагогический опыт может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.
Практический материал поможет педагогам разнообразить занятия с детьми, принести детям радость познания.
Инновационный опыт размещен на сайтах МААМ, Nsportal.
А так же выступления:
- Семинар-совещание «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» 22.10.2015;
- Образовательный форум «Обновление содержания дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» 11.12.2015;
- Распространение опыта по региональному компоненту «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста» 22.11.2016;
- Межрегиональная научно-практическая конференция «Роль семьи и образовательных организаций в сохранении родного языка и культуры мордовского народа» 13.04.2017;
- Образовательный семинар «Формирование этнокультурной компетентности у детей дошкольного возраста в условиях поликультурного региона» 13.12.2017;
- Всероссийская научно-практическая конференция «Мордовские языки в диалоге культур» 13.04.2018.
Литература:
1. Мы в Мордовии живё м: пример. регион. модуль программы дошк. Образования:/ О. В. Бурляева и др. – Саранск: Мордов. КН. изд-во, 2011. – 104 с.
2. Мордовские народные игры. Методические рекомендации для воспитателей детских дошкольных учреждений :/Сост. А. И. Исайкина. — Саранск, 1993.. – 38 с.
3. Хрестоматия к примерному региональному модулю программы дошкольного образования "Мы в Мордовии живем" : образовательная область "Чтение художественной литературы" : пособие для дошкольных образовательных учреждений Республики Мордовия: / сост. Киркина Е. Н. - Саранск: Мордовское книжное изд-во, 2013. - 215 с.