МААМ-картинки

Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников»

Людмила Фёдорова
Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Обобщение педагогического опыта по теме

Думаю, что всем нам тревожно за то, что творится вокруг нас и в жизни и в природе:

не храним, что имеем, `

не щадим, не жалеем,

ни за что не в ответе,

словно самую малость

нам на этой планете

жить И править осталось…

Сама я —биолог по образованию, очень люблю природу, «братьев наших меньших» и хочу, чтобы мои воспитанники также «душой и сердцем болели» за каждое деревце в нашем парке, цветок‚ муравейник‚ птичье гнездышко…Я стараюсь заложить в них зернышко добра. бережного, чуткого отношения ко всему живому. Но нельзя научить любить природу, не зная её‚ не вызвав интереса к ней и её охране. Этим я и занимаюсь с малышами —в уголке природы и на прогулке (беседы, наблюдения, игры, поисково-познавательная деятельность, труд по уходу за растениями и животными, со старшими детьми-на занятиях, экскурсиях, в экспериментальной деятельности, на клумбе и огороде…

Публикация «Обобщение педагогического опыта по теме „Экологическое воспитание дошкольников“» размещена в разделах

Хочу‚ чтобы мои воспитанники стали истинными друзьями природы. Верю, что то зерно добра‚ которое я стараюсь заложить в них‚ не погибнет‚ а даст хорошие всходы!

1. АКТУВЛЬНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТЯНИЯ, ОБОСНОВАНИЕ ЕГО НЕОБХОДИМОСТИ, НОВИЗНЫ:

Экологическое воспитание — это новое направление дошкольной педагогики, которое отличается от традиционного — ознакомление с природой; и при целенаправленном педагогическом воздействии у детей формируются начала экологической культуры, т. е. осознанно-правильное отношение к явлениям, объектам живой природы, которые окружают их в этот период жизни. Ребенок начинает понимать осознанно, что каждое существо имеет свой “дом”, в котором есть всё для его жизни. Актуальность моей работы, я считаю в том, что если раньше ребенок знакомился с объектами, видел их, говорил об их красоте, то Данная проблема требует от ребенка совокупности знаний и активных проявлений: желания практически создать, сохранить, поддержать нужные для него условия. Важно только ребенку понять, что красота гармонично развивающегося, здорового живого организма бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания. Ребенок дошкольного возраста должен понимать, что человек как живое существо не только нуждается в определенных условиях, но и должен сам создавать, поддерживать и восстанавливать богатство природы, окружающие его. Мы знаем, что осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном восприятии природы, эмоциональном отношении к ней и знаниях об особенностях жизни, роста, размножения отдельных живых существ, о приспособляемой зависимости живых организмов от внешней среды. Поэтому, я считаю, что воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста — наиболее актуальная тема в современном мире, которая направлена на сохранение, размножение живых существ и создание условий для их жизни.

Когда у В. Бианки спрашивали, почему он пишет про лес, поле, зверей и птиц, он вспоминал детство, Зоологический музей, куда его водил отец, и мучительное желание найти волшебные слова, которые расколдовали бы этих давно исчезнувших животных. Человечество борется сейчас за то, чтобы наша Земля не превратилась в огромный «Зоологический музей», чтобы каждое следующее поколение относилось к природе заботливее, чем предыдущее.

Природа _ не беспредельный склад, запасы ее истощим, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Экологический кризис носит мировоззренческий характер, и “спасти нашу планету может только личность, понимающая законы природы, осознающая, что человек — часть природы. Дошкольный период — важнейший в развитии ребенка: в этом возрасте закладываются основы интеграции целостной личности. Это эмоциональные переживания, связанные с процессом общения, разнообразная деятельность, экологическая активность. Если мы не внушим каждому ребенку мысль: “Люди — это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, поля и леса, как мы любим саму жизнь”, то наше выживание будет лишь абстрактном понятием.

Осознавая значимость своей социальной миссии и направленность собственных педагогических усилий на полноценное развитие и воспитание детей, я определила приоритетной тему «Воспитание у детей дошкольного возраста начал экологической культуры». Работая над ней, я не ставила задачу познания объектов природы, а преследовала цель по формированию у детей осознанно-правильного отношения к природе.

Актуальность моей темы видна на лицо, а новизна может и не просматривается как что-то необычное, т. к. на разных этапах в разные времена это используется в работе. Думаю, что воспитанные мною дети будут не просто любить природу, а беречь, приумножать и ценить её, что так важно сейчас.

1.1. Проблема, актуальность проблемы, девиз.

Проблема: Как сформировать экологические знания и воспитать экологическую культуру у детей дошкольного возраста.

Актуальность проблемы: Через красоту и любовь к природе развивать активный познавательный интерес, а также желание практически создавать нужные условия для сохранения природы.

Девиз:

«ОТ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ — К КРАСОТЕ СЛОВА, МУЗЫКИ, ЖИВОПИСИ› .

В. Л. Сухомлинский

1.2. Цель и задачи:

ЦЕЛЬ: Формирование у детей дошкольного возраста осознанно-правильного отношения к объектам природы, к природным явлениям, которые окружают ребенка в различных видах детской деятельности.

ЗАДАЧИ:

1. Создать и правильно использовать развивающую экологическую среду в ДОУ, в семье для воспитания у детей экологической культуры.

2. Формировать представления детей о том, что люди, растения и животные обладают способностью приспосабливаться среде обитания, к суточным и сезонным изменениям в природе.

3. Направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.

4. Воспитывать в дошкольниках гуманно-ценностное отношение к природе.

5. Воспитывать любовь к животному и растительному миру.

6. Формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе.

7. Информировать дошкольников об экологической ситуации в городе, области, мире и о влиянии ее на здоровье людей.

1.3. Основные подходы, идеи, принципы, лежащие в основе экологического воспитания.

Дошкольный возраст — самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно—экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они — необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.

Экологическое воспитание дошкольников — это экологический подход не только по ознакомлению детей с природой, но и важный процесс опирающийся на основополагающие идеи и понятия экологии. Ведущий отечественный эколог Н. Ф. Реймерс предполагает два момента ознакомления дошкольников :

- наглядная представляемость;

- включение дошкольника в практическую деятельность, так как у них в основном преобладает наглядно-действенные и наглядно—образные формы мышления. И лучше всего это проводить на природе ближайшего окружения ребенка. Основной экологического воспитания является личностное развитие ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры. Красота, добро, истина в 4-х ведущих сферах действительности — природе, “рукотворном мире”, окружающих людях и себе самом —- вот то, на что я опираюсь в своей работе.

При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:

1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”

2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли и развивает по своим законам, которые И должен постичь исследователь.

3. Принцип детерминизма, который предусматривает изучение условий жизни ребенка, особенностей его социального окружения.

4. Принцип возрастного индивидуального и личностного подхода, отражает особенности развития ребенка индивидуально, включая закономерные и особенные черты и путь его развития индивидуален.

5. Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает, что однократное исследование не дает полной картины развития личности ребенка. Необходимо анализировать не разрозненные факты, а сопоставлять их, прослеживая все стороны развития ребенка в совокупности.

6. Принцип гуманизации:

- ориентировка на личность ребенка, изменяя общее с ним “на равных”;

- взаимосвязь между окружающим миром, взрослым человеком и ребенком;

- на основе познавательных выводов, исследований обеспечить дифференцированный подход к детям, их всестороннее развитие;

- изменяя развивающую среду в группе, приближать детей к познавательной деятельности.

7. Принцип демократизации:

- проявление начал экологической культуры, самостоятельности, творчества в разных режимных моментах;

- совместное участие дошкольников, воспитателей, родителей в акциях “Помоги природе”, воспитывая чувства патриотизма к родному краю, доброту и признательность.

8. Принцип индивидуализации:

- каждому ребенку —- индивидуальный подход по данному направлению.

9. Принцип дифференциации и интеграции:

- единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей;

- дифференцированный подход к детям с учетом их индивидуально-психологических особенностей.

10. Развивающее обучение: п использовать новые технологии, основанные на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых.

2. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

2.1. Воспитатель — носитель экологической культуры.

Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Личная убежденность воспитателя, его умение заинтересовать весь коллектив, пробудить у детей и родителей желание любить, беречь и охранять природу и тем самым быть эталоном для подражания у дошкольников — вот, что самое главное в экологическом воспитании. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Воспитатель своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость того, что совершается на глазах у детей. Совместная деятельность может осуществляться в любом «экологическом пространстве» в помещении и на участке детского сада.

Сотрудничество, благодаря которому развиваются взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели. Характерными особенностями совместной деятельности являются:

- контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией; - понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;

- наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников; возникновение и проявление в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата.

2.2. Виды совместной деятельности, оказывающие решающее воздействие на становление начала экологической культуры в дошкольном возрасте.

Ведущее место в экологическом воспитании отводится наблюдениям. Наблюдения разного вида являются одним из методов обучения, который обеспечивает формирование основного содержания знаний и овладение важнейшими познавательными умениями. Наблюдения проводились на прогулке за животными, птицами, насекомыми, растениями, явлениями природы и в групповой комнате за рыбками, комнатными растениями. Наблюдения за одним и тем же объектом проводились неоднократно, каждый раз с новой целью.

Например, дерево в различное время года, в сухую и дождливую погоду; какие птицы чаще сидят на нем. Различное состояние деревьев и кустарников в теплое и холодное время года позволят в процессе наблюдений формировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий, т. е. взаимосвязь живой и неживой природы. Необходимо помочь ребенку самому добыть ответ на свои вопросы, тогда и знания будут крепче, да и чувство радости открытия подтолкнет его на дальнейшие наблюдения. Многоразовое обращение к одному и тому же объекту формирует у детей устойчивый интерес к нему.

В уголке природы с детьми младшей группы наблюдали зависимость роста растений от воды, в старших группах — от света, тепла. Наглядной опорой для воспроизведения представлений служили рисунки, графики. Чтобы наглядно проследить изменения в неживой и живой природе, происходящие от сезона к сезону, в младшей группе сделали круговую диаграмму, моделирующую смену времен года. Это круг, разделенный на четыре сектора разного цвета: желтый, белый, зеленый, красный, соответствующие временам года: осень, зима, весна, лето. На них значками отмечаются приметы сезона. Дети уже способны сопоставить определенное время года и перемены, происходящие в связи с этим у растений и животных.

У детей развивается обобщенное представление об определенной, цикличной сменяемости времен года. Они не только наблюдают, но и вспоминают, что было раньше, сравнивают происходящие перемены.

В старших группах велись календари наблюдения за погодой, в который каждый день отмечалось состояние погоды, наличие ветра, осадки. В зимнее время ведется календарь за зимующими птицами, за ростом и развитием огородной культуры.

Большую роль в системе экологического воспитания следует отвести деятельности, с помощью которой всё живое, находящееся в поле зрения ребенка, нормально развивается (растет, дает потомство, цветет и т. д.).

Эта деятельность нечто иное, как создание и поддержание условий для растений и животных, находящихся в различных «экологических пространствах» дошкольного учреждения.

В уголке природы жизнь обитателей зависит от человека. Поэтому здесь большое значение имеет трудовая деятельность детей. Труд детей становится осмысленным, экологически целесообразным, если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся, если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом человека. Дети кормили рыбок, поливали комнатные растения, помогали воспитателю мыть или протирать их.

В младшем возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение: дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с животными и растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому, что выражается в формуле: «Я делаю - вы мне помогаете, вы мои помощники. Мы вместе заботимся о наших питомцах!»

2.3. Отражение межпредметных связей.

Формирование экологически правильного отношения к природным объектам направлено на развитие у детей дошкольного возраста правильного отношения к миру природы и осуществляется оно в процессе интеграции наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтение художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей. Невозможно научить ребенка чему-то если не будешь использовать слово, а если используешь слово, значит и поешь, и читаешь, и изображаешь. Одним словом: все методики взаимосвязаны между собой. Это и развитие речи, и ознакомление с природой, и математика, и музыка, и физическая культура, так как любое выполненное ребенком движений позволяет ему познавать, обобщать, сравнивать, классифицировать, моделировать, что и требуется в моей работе. Одним словом, процесс интеграции просматривается в любом режимном моменте и преследует определенную цель.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс повседневной жизни и на занятиях, а это выглядит так:

Через взаимосвязь всех методик я добиваюсь воспитания человека-добра, человека-хозяина, да и просто доброго человека, который не только познает мир природы, но и через различные анализаторы он любуется этим миром, помогает по возможности бережно относиться к каждому объекту природы.

Очень важно предоставить ребенку возможность не только обобщить, но и выразить свой эмоционально-познавательный опыт. Так, в движениях, танцах, интонациях ребенок отображает свое отношение к „таким явлениям природы, как листопад, метель; имитирует повадки различных животных. На занятиях, как физкультминутку использую комплекс «Веселый дождик», основанный на подражании явлениям природы (ласковый ветерок, буйный ветер, солнышко просыпается и с грустью ложится спать, снеговик тает и др.). Дети должны не только выполнять движения, но и ощутить или чувство настороженности, или радости и веселья, или огорчения, тревоги.

Только в сочетании двух сфер познание действительности и выражение отношения к ней — возможно развитие экологической культуры ребенка.

Нельзя обойтись и без литературы о природе, о «братьях меньших». Такого типа книги особенно милы детскому сердцу, которое чувствует «кровную связь» между собой и муравьем, птицей и деревом. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к природе.

В сказках, стихах, коротких рассказах Б. Житкова, А. Барто, С. Маршака, Л. Толстого, Е. Чарушина эмоционально, живо описаны сценки из жизни знакомых детям животных, а также наиболее яркие явление неживой природы (дождь, снег, гроза). А познавательные сказки В. Бианки отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми. Сказки занимательны по форме и сюжету, поэтому вызывают эмоциональный отклик у ребенка, а главное демонстрируют приспособленность животных к среде обитания. Дети не только слушают произведения М. Пришвина, Н. Сладкого, К. Паустовского, К. Ушинского и др., но и переживают за героев, объединяют прочитанное с окружающим миром. Во время чтения делаю паузы. Например, выглянуло из травы. кто? и дети, используя ранее прочитанное описание, догадываются кто бы это мог быть. Это всё помогает лучше понять природу, сделать доброе дело для нее.

Но надо соблюдать чувство меры, не допускать переизбытка информации, вовремя переключать внимание ребенка от слушания рассказа к отгадыванию загадки, от наблюдений — к рисункам и т. д. «Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал», - это совет В. А. Сухомлинского.

В дидактической игре «Ромашка» дети обогащают свои знания о том, для чего нужна природа. Она кормит, одевает, обувает человека, дает все необходимое для жизни. Человек должен быть благодарен ей за это, охранять ее. Быть готовым прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются.

Настоящая забота о природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними положительный пример отношения к природе взрослого. Но ребенок часто видит, как взрослые нарушают правила поведения по отношению к природным объектам: ломают ветки деревьев, оставляют мусор в местах отдыха. В таких случаях надо говорить, что взрослые поступают неправильно. Человеку нужно разумно и осторожно пользоваться богатствами природы. Детям рассказывается о необдуманных действиях человека, которые привели к трагическим последствиям (использование химических веществ, загрязнение воздуха, воды, почвы). Гибнут рыбы, птицы, животные, растения, многие находятся на грани исчезновения. В связи с этим дети познакомились с «Красной книгой». Красный цвет — это сигнал опасности, который подают живые существа, которые особенно ждут нашей помощи, нуждаются в нашей защите. И нам с детьми хотелось бы, чтобы «Красная книга» не увеличивалась в объеме.

И приятно видеть, как дети стараются не ломать ветки с деревьев, а найти нужную палочку на земле. Увидев красивый цветок, не стремятся сорвать его, а зовут всех посмотреть. Найдя божью коровку, возвращают ее на травку. Старшие дети наводили порядок в лесу, собирая мусор в ямки, сами делали замечания детям, которые поступали неправильно по отношению к природе.

«Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей. Обязательно! Как другу, попавшему в беду» (А. А. Плешаков).

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослые и дети меняются ролями: дети делают се необходимые сами, а воспитатель им помогает (при этом неважно, что помощь на первых порах может быть очень большой). Формула этого возраста: «Вы делаете сами, а я вам помогаю. Я ваш помощник, помогу сделать все, что пока у вас не получается: напомню, подскажу». Воспитатель обязательно отмечает все достижения детей, хвалит их за самостоятельность, уверенность и инициативу.

Весной и летом дети активно участвовали в посадке и прополке овощных культур и цветущих растений на участке, их поливке. Осенью собирали семена цветов, убирали овощи с огорода. Также собирали семена растений на корм птицам (репей, подорожник, семечки арбуза, дыни, ягоды рябины. Зимой подкармливали птиц, сделав для этого кормушки из фанеры, из пластмассовых бутылок, из бумажных коробок.

Дети младшей группы проявляют доброжелательное отношение к объектам природы. Они подружились с березой, ёлочкой, рябиной, растущими на участке детского сада. Дети приходили к ним в гости, здоровались и прощались с ними, подгребали к ним листья осенью, снег вначале зимы, чтобы деревьям зимой было тепло.

Труд детей, какого бы объема он ни был, становится осмысленным, экологически целесообразным : если прослеживается зависимость жизни и состояния растений и животных от условий, в которых они находятся; если укрепляется понимание того, что эти условия создаются трудом людей.

Таким образом, забота взрослых и дошкольников о растениях и животных, создание и поддержание необходимых условий для всех живых существ, находящихся в жизненном пространстве детей, являются главным методом экологического воспитание - методом, который обеспечивает развитие начал экологического сознания, формирование первых практических умений должного взаимодействия с природой ближайшего окружения.

Знания, полученные при наблюдении и трудовых действиях, дети закрепляли в играх. Игра — ведущая деятельность дошкольника, которая позволяет «погрузить» детей в любую деятельность и создать благоприятный эмоциональный фон для восприятия «природного» содержания, а также вырабатывает отношение детей к природе, которое в рамках экологического воспитания является конечным результатом.

В дидактической игре «Кто где живет», «Этажи леса» дети закрепляют связь животных со средой обитания. Дети узнали о роли окраски в жизни животных, она защищает, отпугивает, предупреждает врагов.

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников (из опыта работы) Пояснительная записка к семинару "Как прекрасен этот мир" Замечательный педагог В. И. Сухомлинский писал: «Человек был и всегда остаётся.

Обобщение опыта работы «Влияние театрализованной деятельности на нравственно-эстетическое воспитание детей» " Волшебный край!"- так назвал театр великий русский поэт А. С. Пушкин. "Любите ли вы театр так, как люблю я его? - спрашивал своих современников.

Обобщение опыта «Гендерное воспитание дошкольников средствами игровой деятельности» Воспитание и обучение ребенка в соответствии с его полом стало актуальной задачей сегодняшнего дня. В настоящее время мы наблюдаем, что.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Задачи:1. Формировать у детей знания об осторожном обращении с опасными предметами. 2. Усвоение детьми первоначальных знаний о правилах.

Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Обобщение опыта «Воспитание навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Володина Елена Обобщение опыта «Воспитание.

Обобщение педагогического опыта по здоровьесбережению и развитию навыков ЗОЖ у детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта работы воспитателя МАДОУ д\с №12 Андрусенко Натальи Юрьевны 1988 г. р., образование высшее, педагогический.

Обобщение педагогического опыта по организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ. Государственная политика в области образования убеждает нас обратить особое внимание на здоровье детей дошкольного возраста. Одной из задач.

Обобщение педагогического опыта работы «Формирование у дошкольников осознанного отношения к своему здоровью» «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их.

Обобщение педагогического опыта «Танцевальная деятельность как способ развития творческих способностей дошкольников». Искусство танца великолепное средство воспитания и развития маленького человека. Оно обогащает духовный мир, помогает ребенку.

Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности»Обобщение педагогического опыта «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста в творческой деятельности» Обобщение педагогического опыта Тема: «Развитие познавательных процессов детей дошкольного возраста посредством творчес Актуальность В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников»
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 13:20
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обобщение педагогического опыта по теме «Экологическое воспитание дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Фёдорова (УИ 601640) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД