Нонна Фадеева
Обобщение педагогического опыта на тему «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта на тему : «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр».
Воспитателя МБДОУ ДС «Вишенка» г. Волгодонска
Фадеевой Н. Н., группа №1 «Карапузики»
Обоснование выбранной темы :
Публикация «Обобщение педагогического опыта на тему „Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Успешность умственного, физического, эстетического развития в большой степени зависти от уровня сенсорного развития детей, от того, насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Важно, чтобы сенсорное развитие происходило планомерно и систематически, включалось во все моменты жизни ребёнка.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Основной формой организации жизни, обучения и развития детей раннего возраста является игра. Поэтому для обобщения опыта работы я выбрала заданную тему.
Цель работы:
- изучение проблемы сенсорного развития и воспитания детей раннего возраста, создание предметно – развивающей среды.
Задачи:
- создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно – игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
- сформировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, форме, величине, количестве);
- развивать навыки самостоятельной деятельности, наблюдательность, творческие способности детей;
_ способствовать развитию произвольного внимания, логического мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти и речи детей.
1 этап – подготовительный.
Работу начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучения методической литературы по данной тематике.
Приступая к работе, я использовала литературу:
- программа «Детство» З. И. Самойлова; «Сенсорное воспитание в детском саду» Н. Н. Поддъякова; «Сенсорное развитие детей раннего возраста» Е. А. Янушко; «Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста» Е. В. Зворыгина, «Развивающие игры» Е. О. Богуславской.
Составила картотеку дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию детей раннего возраста, расширила наличие демонстрационного материала по теме, проводила консультации с родителями по теме сенсорного развития детей раннего возраста.
2 этап – основной.
Работу построила с учётом образовательной программы дошкольного образования, требований ФГОС и интересов детей.
Сначала проводились дидактические игры на развитие тактильных ощущений детей раннего возраста : «Чудесный мешочек», «Определи наощупь», «Узнай фигуру», «Найди пару».
Затем игры и упражнения для закрепления цвета: «Какого цвета не стало?», «Какого цвета предмет?», «Собери гирлянду», «Подбери пару».
После этого учила детей понимать форму и величину предмета: «Найди предмет указанной формы», «Найди предмет такой же величины», «Какая фигура лишняя?».
3 этап – заключительный.
В конце года был произведён анализ достигнутых детьми результатов. Дети 1.5 – 3 лет знают и умеют:
- узнают и называют основные цвета спектра (синий, красный, жёлтый, зелёный);
- различают и называют величину (большой – маленький);
- различают предметы по форме и называют их (кубик, кирпичик, шар);
- различают и называют количество предметов (один – много);
- частично развита мелкая моторика рук, тактильные ощущения;
- частично развиты творческие способности детей, их волевые качества в процессе овладения действий с предметами.
Был разработан и реализован на практике базовый комплекс игр на основе игрового метода З. Дьенеша «Новая математика»
Я овладела не только знаниями о сенсорном развитии детей через дидактические игры, но и методической системой З. Дьенеша. В группе создана предметно – развивающая среда, картотеки игр и упражнений, способствующих развитию сенсорных способностей детей раннего возраста.