Юлия Корукова
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
«Капелька»
Обобщенный опыт работы на тему:
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры.
Воспитатель: Антонова Н. Ю.
г. Ковров
Прекрасная речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, неторопливы. И ты готов внимать её поток
Темочки:
- Дидактические игры
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.
Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, большое внимание уделять чтению художественной литературы, чтобы дети были заинтересованы в активизации своей речи.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.
Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает развивать речь детей.
Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:
а) владение речью как средством общения;
б) обогащение активного словаря;
в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;
г) развитие речевого творчества;
д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;
ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.
При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.
Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.
Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.
Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.
Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.
И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.
Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речевого произношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора, речевым и слуховым.
Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.
Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.
Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Ряд исследований (А. В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приёмов воспитании.
Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточное чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, её плавности - всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Процессы автоматизацией звуков речи проходят очень медленно, поэтому я создаю условия для успешного решения этой проблемы.
Я, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»
Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:
- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;
- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;
Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.
Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.
Для осуществления поставленной цели были обобщены и систематизированы игровые методы и приёмы для коррекции.
фонетико-фонематического недоразвития (Филичёва Т. Б., Селивёрстов В. И, Колесникова Е. В., Ткаченко Т. А.). Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В. П., Лопухина И. П., Е. А., Зуева Л. Н., Костылёва Н. Ю., Солошенко О. П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В. В., Крупенчук О. И., Лопухина И. А, Рузина М. С., Узорова О. В., Нефёдова Е. А и др.
Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.
В своей работе использовала методики и технологии следующих авторов :
• Выготский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М. Просвещение, 1991г.
• Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.
• Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. М. ,1983.
• Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи. М. ,1968.
• Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. ,1981.
• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. ,1980. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М. ; Аквариум, СПб., Дельта, 1996.
• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. ,1988
Пути реализации идеи: диагностирование и обследование речи детей (совместно с логопедом); учёт индивидуальных и психофизических особенностей ребёнка; разработка дидактических игр, игровых упражнений по развитию правильного звукопроизношения; разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей и подготовительной группы детей с речевыми нарушениями, наглядного материала, пособий ; работа с родителями; разработка методических рекомендаций для родителей.
Цель: Создание и обеспечение необходимых условий для развития правильного звукопроизношения через приоритетное использование дидактических игр, игровых упражнений в коррекционно-речевом процессе.
Задачи: Способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии воспитателя с ребёнком в коррекционно - развивающей среде. Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. Решая эти задачи, я применяю современные подходы в работе: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в свободной деятельности детей.
Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:
- на первом этапе (с 01.09.2019) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование звукопроизношения старших дошкольников в группе;
- вторым этапом исследования (с 18.09.19 по 14.05.2020) стал формирующий эксперимент, в ходе которого было проведено (логопедом) диагностирование звукопроизношения старших дошкольников.
Диагностика звукопроизношения выявляет умения ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи
Для исследования применялся диагностический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Филичёвой Т. Б., Каше Г. А. Ребёнку предлагалось произнести звук :
• в предложениях, • в составе слов, • в составе слогов, • изолированно.
Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговый состав.
Исследуемый звук должен занимать разные позиции в слове.
В экспериментальной группе было 11 детей. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что у 100% детей нарушены несколько групп звуков
К занятиям предъявлялись определё нные требования: 1. Игровое занятие длилось не более 25 минут. 2. Автоматизируемый звук произносится каждым ребёнком в течение занятия не менее 10-20 раз. 3. Для закрепления речевого стереотипа одна и та же игра или упражнение проводились многократно: на занятии во время режимных моментов. 4. Для игр и упражнений использовался только пройденный материал по развитию речи. Занятия по автоматизации звуков проводились в течение восьми месяцев (сентябрь-май). Звуки автоматизировались по мере их постановки.
Результаты обследования, проведённого после коррекционных мероприятий по формированию правильного произношения и автоматизации звуков, показали, что недостатки звукопроизношения всех групп звуков были исправлены : поставленные логопедом звуки у более 80% детей были автоматизированы в слогах и словах.
Работа по автоматизации звуков во фразах, проводилась на последующих этапах коррекционного воздействия.
Мною составлен каталог по разделам: картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки); картотека дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения (" Напои куклу чаем", "Строители" "Звуковая дорожка", "Ромашки", "Начало, середина, конец", "Цветик-семицветик", "Лото", "Доскажи словечко" и др Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых результатов с использованием дидактических игр и игровых упражнений.
Работа с педагогами. Формы и методы работы с педагогами: Воспитателям предлагаются устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию звуковой культуры речи. Например проведение семинара на тему: "Формирование звуковой культуры речи в звуковой культуре речи". Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие произвольной моторики как средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. "Формирование правильного звукопроизношения через дидактические игры".
Работа с родителями. Была разработана тактика вооружение родителей педагогическими знаниями.
Форма работы с родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы. Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию, правильного звука произношения через дидактические игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: "Играем с детьми дома", "В мире звуков", "Картотека по обучению грамоты в домашних условиях". Ширмы, папки передвижки. Дают информационный материал по проблеме формирования правильного произношения у дошкольников. Например, "Знакомства с органами речи", "Игры и упражнения для вызывания шипящих звуков", "Развития ощущений от движения органов артикуляции", на родительских собраниях, в ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, "Готовность к школьному обучению", "Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у старших дошкольников". Практикумы для родителей, помогают научить родителей не сложным артикуляционным упражнениям, которые следуют проводить с ребёнком в игровой форме.
Заключение
Игра, действительно, является одним их средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в работе имеет большое значение и является результативным. Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить две основные цели игры: 1) Игра как средство обучения; 2) Игра, как работа ребёнка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.
Игра обучает: ребёнок исследует и познаёт предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребёнку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально). Роль педагогов в любой игре - это создание условий для неё, оказание помощи (но не жесткого контроля, опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.
Таким образом, необходимо отметить, что перед воспитателем сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми:
1. Воспитателю необходимо широко применять игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным, которые несё т в себе каждая игра: развитие наблюдательности, представлений об окружающем, знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.
2. При выборе игр воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выражённости и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка.
3. Задачей для педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной.
Отклонения в развитие детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в этом числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Современные условия характеризуются гумманизацией образовательного процесса, обращения к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности