Получи документы

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр

Юлия Корукова
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД

«Капелька»

Обобщенный опыт работы на тему:

Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры.

Воспитатель: Антонова Н. Ю.

г. Ковров

Прекрасная речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, неторопливы. И ты готов внимать её поток

Публикация «Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр» размещена в разделах

И восклицать: О! Как же ты красива!

Е. Щукина

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, большое внимание уделять чтению художественной литературы, чтобы дети были заинтересованы в активизации своей речи.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей младшего возраста, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию: ухудшение состояния здоровья детей; существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей; глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе. Эмоциональная холодность в семье неблагоприятным образом сказывается на психическом развитии ребёнка, общении.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игровая деятельность помогает развивать речь детей.

Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает в себя:

а) владение речью как средством общения;

б) обогащение активного словаря;

в) развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи;

г) развитие речевого творчества;

д) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

е) знакомство с книжной культурой, детской художественной литературой, понимание на слух текстов, различных жанров детской литературы;

ж) формирование звуковой аналитико - синтетической активности, как предпосылок обучения грамоте.

При достижении этих целей не стоит забывать, что мы воспитываем современных детей, которые с легкостью запоминают то, что им интересно, а неинтересную, монотонную работу просто игнорируют.

Речь традиционно рассматривается в педагогике и психологии как центр, в котором сходятся различные стороны психического развития: мышление, воображение, память, эмоции.

Вот уже несколько лет я занимаюсь над проблемой развития речи детей.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие и закладываются основы успешного обучения в школе.

Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка.

Поэтому начиная с младших групп, работаю над этой проблемой, подчеркиваю значимость речевого развития в дошкольном возрасте.

И считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста - это владение культурой речевого произношения, которое включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты, элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза, двигательные навыки в процессе разговора, речевым и слуховым.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Систематическая работа над развитием звуковой культуры речи поможет ребенку еще до поступления в школу в совершенстве овладеть фонетико-фонематической стороной речи.

Речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей.

Дидактические игры - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) - это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создаёт радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

Ряд исследований (А. В. Запорожец и др.) подтверждает, что формирование названных качеств в игре у ребёнка реализуется значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приёмов воспитании.

Для детей - дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет своё значение и роль как необходимое условие всестороннего развития их личности и интеллекта. Однако недостатки звукопроизношения, недостаточное чёткое восприятие звукового образа слов, ограниченность словаря, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменения темпа речи, её плавности - всё это, в разной степени влияет на игровую деятельность детей с речевыми расстройствами, порождает у них и особенности поведения в игре. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Процессы автоматизацией звуков речи проходят очень медленно, поэтому я создаю условия для успешного решения этой проблемы.

Я, общаясь с детьми, придерживаюсь «Не рядом и не над, а вместе!»

Всегда стараюсь, стать на позицию ребенка:

- учитывая его точку зрения, видя его, прежде всего личностью, как полноправного партнера в процессе совместной деятельности и общения;

- учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей;

Отношусь к воспитанникам уважительно, доброжелательно, каждый ребенок - это личность.

Я считаю, что замена однообразных упражнений и тренировок различными дидактическими играми способствует ускоренному и более качественному усвоению материала.

Для осуществления поставленной цели были обобщены и систематизированы игровые методы и приёмы для коррекции.

фонетико-фонематического недоразвития (Филичёва Т. Б., Селивёрстов В. И, Колесникова Е. В., Ткаченко Т. А.). Игры по автоматизации звуков предлагают такие авторы: Глухов В. П., Лопухина И. П., Е. А., Зуева Л. Н., Костылёва Н. Ю., Солошенко О. П. и другие. Игры по развитию мелкой моторики предлагает Цвынтарный В. В., Крупенчук О. И., Лопухина И. А, Рузина М. С., Узорова О. В., Нефёдова Е. А и др.

Изучение методологических основ коррекционной работы, теории игры, а также новинок, публикаций и достижений педагогической науки последних лет в вопросах коррекции речевых нарушений, речевого развития дошкольников, подготовки к школе послужило основой для разработки собственных авторских игр.

В своей работе использовала методики и технологии следующих авторов :

• Выготский Л. С. “Воображение и творчество в детском возрасте” – М. Просвещение, 1991г.

• Левина Р. Е. Воспитание правильной речи у детей. АПН РСФСР, 1958.

• Максаков А. И., Туманова Г. А. Учите, играя. М. ,1983.

• Рождественская В. И., Радина Е. И. Воспитание правильной речи. М. ,1968.

• Селиверстов В. И. Игры в логопедической работе с детьми. М. ,1981.

• Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. ,1980. Хватцев М. Е. Логопедия: работа с дошкольниками. – М. ; Аквариум, СПб., Дельта, 1996.

• Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. ,1988

Пути реализации идеи: диагностирование и обследование речи детей (совместно с логопедом); учёт индивидуальных и психофизических особенностей ребёнка; разработка дидактических игр, игровых упражнений по развитию правильного звукопроизношения; разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей и подготовительной группы детей с речевыми нарушениями, наглядного материала, пособий ; работа с родителями; разработка методических рекомендаций для родителей.

Цель: Создание и обеспечение необходимых условий для развития правильного звукопроизношения через приоритетное использование дидактических игр, игровых упражнений в коррекционно-речевом процессе.

Задачи: Способствовать развитию у детей правильного звукопроизношения через использование многогранных возможностей дидактических игр и игровых упражнений на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во взаимодействии воспитателя с ребёнком в коррекционно - развивающей среде. Обеспечить комфортное самочувствие, самовыражение ребёнка - логопата через реализацию его интересов и потребностей, через игровое взаимодействие со сверстниками. Воспитывать у детей внимательное отношение к родному языку, желание говорить правильно и красиво. Решая эти задачи, я применяю современные подходы в работе: комплексный, системный, интегрированный, индивидуальный, мониторинговый в режимных моментах, в проектной деятельности и в свободной деятельности детей.

Для реализации цели исследования экспериментальная работа проводилась в три этапа:

- на первом этапе (с 01.09.2019) в ходе констатирующего эксперимента проходило диагностирование звукопроизношения старших дошкольников в группе;

- вторым этапом исследования (с 18.09.19 по 14.05.2020) стал формирующий эксперимент, в ходе которого было проведено (логопедом) диагностирование звукопроизношения старших дошкольников.

Диагностика звукопроизношения выявляет умения ребёнка произносить тот или иной звук изолированно и использовать его в самостоятельной речи

Для исследования применялся диагностический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста Филичёвой Т. Б., Каше Г. А. Ребёнку предлагалось произнести звук :

• в предложениях, • в составе слов, • в составе слогов, • изолированно.

Слова, взятые из картинок, должны иметь различный звуковой и слоговый состав.

Исследуемый звук должен занимать разные позиции в слове.

В экспериментальной группе было 11 детей. В результате констатирующего эксперимента выявлено, что у 100% детей нарушены несколько групп звуков

К занятиям предъявлялись определё нные требования: 1. Игровое занятие длилось не более 25 минут. 2. Автоматизируемый звук произносится каждым ребёнком в течение занятия не менее 10-20 раз. 3. Для закрепления речевого стереотипа одна и та же игра или упражнение проводились многократно: на занятии во время режимных моментов. 4. Для игр и упражнений использовался только пройденный материал по развитию речи. Занятия по автоматизации звуков проводились в течение восьми месяцев (сентябрь-май). Звуки автоматизировались по мере их постановки.

Результаты обследования, проведённого после коррекционных мероприятий по формированию правильного произношения и автоматизации звуков, показали, что недостатки звукопроизношения всех групп звуков были исправлены : поставленные логопедом звуки у более 80% детей были автоматизированы в слогах и словах.

Работа по автоматизации звуков во фразах, проводилась на последующих этапах коррекционного воздействия.

Мною составлен каталог по разделам: картотеки (загадки, пальчиковые игры, чистоговорки); картотека дидактических игр для формирования правильного звукопроизношения (" Напои куклу чаем", "Строители" "Звуковая дорожка", "Ромашки", "Начало, середина, конец", "Цветик-семицветик", "Лото", "Доскажи словечко" и др Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребёнком по закреплению достигнутых результатов с использованием дидактических игр и игровых упражнений.

Работа с педагогами. Формы и методы работы с педагогами: Воспитателям предлагаются устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию звуковой культуры речи. Например проведение семинара на тему: "Формирование звуковой культуры речи в звуковой культуре речи". Выступление на педагогическом совете на тему: "Развитие произвольной моторики как средства коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста. "Формирование правильного звукопроизношения через дидактические игры".

Работа с родителями. Была разработана тактика вооружение родителей педагогическими знаниями.

Форма работы с родителями. С целью обеспечения преемственности детского сада и семьи использую разнообразные формы работы. Консультации по вопросам обучения и воспитания. Дают возможность установить контакт, дать необходимые советы и рекомендации родителям по формированию, правильного звука произношения через дидактические игры и игровые упражнения. Мною разработаны такие консультации: "Играем с детьми дома", "В мире звуков", "Картотека по обучению грамоты в домашних условиях". Ширмы, папки передвижки. Дают информационный материал по проблеме формирования правильного произношения у дошкольников. Например, "Знакомства с органами речи", "Игры и упражнения для вызывания шипящих звуков", "Развития ощущений от движения органов артикуляции", на родительских собраниях, в ходе данных выступлений знакомлю родителей с динамикой развития детей, успехами и трудностями в коррекционной работе с детьми. Например, "Готовность к школьному обучению", "Формирование фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза у старших дошкольников". Практикумы для родителей, помогают научить родителей не сложным артикуляционным упражнениям, которые следуют проводить с ребёнком в игровой форме.

Заключение

Игра, действительно, является одним их средств или методов коррекционного воздействия и, являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, обладает и воспитывающими и обучающими характеристиками. Применение игры в работе имеет большое значение и является результативным. Основываясь на заключение теоретиков и практиков психологии (Л. С. Выготский, Л. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, что игра является ведущим видом деятельности старших дошкольников, можно определить две основные цели игры: 1) Игра как средство обучения; 2) Игра, как работа ребёнка над собой, над перестройкой и совершенствованием психики.

Игра обучает: ребёнок исследует и познаёт предметную и социальную действительность, позволяет ему перепроверять и исследовать мир посредством рук, глаз, слуха, речи. Игра позволяет ребёнку развиваться всесторонне (физически и интеллектуально). Роль педагогов в любой игре - это создание условий для неё, оказание помощи (но не жесткого контроля, опосредованное обучение всем ходом воспитательной работы, накопление содержания игр и игровых упражнений.

Таким образом, необходимо отметить, что перед воспитателем сегодня стоят две основные задачи в коррекционной работе с детьми:

1. Воспитателю необходимо широко применять игры в коррекционной работе, при этом, следуя целям воспитательным, общеобразовательным, которые несё т в себе каждая игра: развитие наблюдательности, представлений об окружающем, знаний и навыков, правильное отношение к окружающим и к своему месту в коллективе.

2. При выборе игр воспитателю необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, характер дефекта, степень его выражённости и личностные особенности, изменения в психической сфере ребёнка.

3. Задачей для педагога является осуществление плавного перехода детей от игровой деятельности к учебной.

Отклонения в развитие детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в этом числе от родителей ребёнка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Современные условия характеризуются гумманизацией образовательного процесса, обращения к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников»Фотоотчёт о выступлении на педсовете: «Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуры речи дошкольников» Фотоотчёт о выступлении на педсовете:«Особенности работы воспитателя по воспитанию звуковой культуре речи дошкольников». Речь – это самое.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр
Опубликовано: 25 мая 2021 в 13:56
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Корукова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД