Мальцева Евгения Владимировна
Развитие экологического воспитания дошкольника посредством дидактических игр в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время экологическое образование является приоритетным направлением системы общего образования подрастающего поколения, в том числе дошкольников. Именно в этот период маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли, любить и понимать природу, воспринимать себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от нас - взрослых, участвующих в его воспитании.
Публикация «Развитие экологического воспитания дошкольника посредством дидактических игр в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний
Актуальностью экологического воспитания является деятельность человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, ведущая к нарушению экологического равновесия. Каждый из тех, кто принёс и приносит вред природе, когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольного учреждения в экологическом воспитании детей, начиная с раннего возраста.
Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. Его эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также с незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. В дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. И поэтому, исходя из этих противоречий, появилась необходимость ввести элементарные экологические понятия в дошкольном детстве, через дидактические игры, которые являются одним из средств формирования экологической культуры
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Дидактические игры - это игры с правилами, имеющие готовое содержание. В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе. Следовательно, такие игры имеют огромное значение для развития ребенка в целом, они обязательны для использования и должны быть в арсенале каждого воспитателя. Этим и обуславливается актуальность данной темы.
Условия формирования опыта.
Мною была поставлена цель - рассмотреть дидактические игры и методику их использования в процессе воспитания любви к природе в непосредственно образовательной деятельности и свободной деятельности педагога с дошкольниками младшего дошкольного возраста.
Объектом моего исследования является воспитательный процесс.
Предмет: дидактические игры как средство воспитания любви к природе у дошкольников.
Изучение методической и научной литературы, анализ опыта таких педагогов и методистов, как Давыдов В. В., Петровский В. А., Бондаренко А. К., Калиниченко А. В. позволили сформулировать мне гипотезу: активное формирование экологической культуры у детей младшего возраста происходит быстрее и качественнее при правильном включении в процесс обучения и воспитания дидактических игр.
Научная новизна и теоретическая значимость опыта работы заключается в том, что игра рассмотрена как вид деятельности раннего уровня психического развития ребенка и как одно из наиболее действенных средств формирования у него представлений об окружающем мире.
Теоретическая база опыта.
Впервые термин "экология" (с греческого "эйкос" или "ойкос" - дом; "логос" - знание, наука) был введен в 1866 г. известным немецким естествоиспытателем Эрнестом Геккелем, который определил экологию как науку, изучающую "отношения организмов с окружающей средой". В настоящий момент существует разного рода определения понятия экология, но все они сводятся к тому, что экология - это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных мыслителей и педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.
Так большинство мыслителей и педагогов прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей : Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им всё доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачева.
В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры, некоторые из них я использую в своей работе: программа С. Н. Николаевой «Юный эколог», О. А. Соломенниковой «Ознакомление с природой в детском саду»
Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: - Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду»; З. Ф. Аксёновой «Войди в природу другом»; В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников»; Е. А. Свешникова «Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников»; Л. М. Потапова «Детям о природе»; В. А. Шишкина, М. Н. Дедулевич «Прогулки в природу» и др.
Технология опыта.
Экологическое отношение к миру природы формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту, многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков красок неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать», не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учиться жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.
На мой взгляд, именно игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Игра оказывает на маленького ребенка развивающее воздействие и использование ее как средства экологического воспитания детей важно по целому ряду причин:
• развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
• доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
• ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
• в игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.);
• экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
• позволяет развивать у ребят самые разнообразные положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения.
Основная цель данной педагогической идеи - формирование человека с новым экологическим мышлением, способностью осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой, а также воспитание активной и творческой личности.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы;
- формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- вести экологическое просвещение родителей через родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.
Вопрос «Чему учить?» всегда является очень важным, а для дошкольного возраста особенно важным. Этот вопрос встаёт перед каждым воспитателем, который начинает работать в области экологического образования. Принципы отбора содержания как раз и помогают отобрать нужное содержание. Исходя из этого, свою работу строю на следующих общепедагогических принципах отбора экологического образования