Лариса Шохина
Обобщение опыта работы «Русские народные праздники и традиции как эффективное средство ознакомления дошкольников с историей»
▼ Скачать +Заказ
Обобщение опыта работы «Русские народные праздники-и традиции – эффективное средство ознакомления дошкольников с историей и укладом жизни народа.»
1 Тема опыта : «Русские народные праздники-и традиции – эффективное средство ознакомления дошкольников с историей и укладом жизни народа»
2 Сведения об авторе: Шохина Лариса Федоровна, образование среднее-специальное, педагогический стаж- 35 лет, в должности музыкального руководителя- 35 лет.
3 Актуальность.
Публикация «Обобщение опыта работы „Русские народные праздники и традиции как эффективное средство ознакомления дошкольников с историей“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Русские народные традиции и обычаи
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дошкольникам еще недоступно в полном обьеме понятие об истории Родины, а фольклор считается школой социального опыта, ведь в народных традициях основным понятием является «историческая память поколений», «неразрывная связь времен», общенародное видение мира и позиция человека в этом мире.
Создатели народной музыки веками пели о взаимоотношениях человека и мира природы, повадках птиц и животных, о своих нелегких условиях жизни, воспевали силу взаимовыручки. Народная мудрость в виде попевок, потешек, закличек, калядок, игровых песенок и плясовых мелодий, языческих обрядов и гаданий, с приходом на Русь христианства вклинилась в православные народные праздники. Живым отражением истории служит Народный календарь, который построен в соответствии со сменой времен года, к которому мы обращаемся не только в повседневной жизни, но и в музыкальном воспитании нашего ДОУ,
Основной целью работы в этом направлении считаю знакомство дошкольников с историей и укладом жизни нашего народа.
Условия формирования ведущей идеи опыта.
Для работы со старшими дошкольниками в этом направлении я широко использую проектную деятельность, целью которой служит создание условий для комплексного подхода в ознакомлении дошкольников с историческим прошлым русского народа и малой Родины.
Фольклорные праздники с их обрядами - это встреча с национальными обычаями, верованиями и суевериями, с театральностью. В них в совокупности представлены различные жанры народного песенного и поэтического творчества. Именно там дети применяют все свои умения, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнение игровых действий, плясок, хороводных движений, игры на народных инструментах. Помимо творческого самовыражения, дети учатся свободно общаться со сверстниками, взрослыми.
Календарный
праздник Обряды и традиции Творческий проект Продукт проекта
«Святки»- праздничные дни между Рождеством и Крещением. -ряженья, маски домашних животных;
-обрядовые песни- Колядки, народные хороводы и
игры с музыкальными инструментами, связанные с пожеланием хорошего урожая, достатка;
-гадания о суженом;
-пекутся и дарятся Козули «Пришла Коляда- отворяй ворота» Фольклорный праздник «Святки. Рождественские колядки»
«Масленица»-завершение зимы, приход весны, торжество всего живого. -ряженья, маски просыпающихся диких животных;
- обрядовые песни, народные хороводы и игры-карусели, связанные с солнцем, весной, блинами;
-пекутся блины;
-сжигание чучела «Масленица-кривошейка» Фольклорный праздник «Прощай, Масленица»
День весеннего равноденствия. «Сороки. Прилет птиц». Начинаются полевые работы. -обрядовые песни- заклички, народные хороводы и игры, связанные с птицами, солнцем, весной
-пекутся жаворонки
«Жаворонки» Фольклорный праздник «Сороки»
Весенний праздник
Пасха, посвященный воскресению Иисуса Христа. -крашение яиц;
- выпекание куличей;
-народные игры с яйцами «Пасхальный перезвон» Театрализация «Колобок на новый лад»
Зеленые Святки. «Троица»
Окончание весны, начало лета. Жилище украшается березовыми ветками, травой, цветами. -обрядовые песни, народные игры и хороводы, связанные с березкой;
-гадания;
- плетутся венки;
- прыгают через костер;
-проводятся Ярмарки и гуляния Творческий мини-проект «Троица, Троица-травой земля покроется»» Фольклорный праздник «Праздник русской березки»
Осенний праздник «Осенины». Заканчиваются работы в поле, убирается урожай, выпекается хлеб -обрядовые песни, народные игры и хороводы-благодарность Земле и Осени за щедрые дары;
-проводятся Ярмарки, свадьбы;
-изготавливаются обереги Творческий проект
«Золотая Ярмарка!» Фольклорный праздник «Ярмарка»
Педагоги и родители получают возможность не только познакомиться с традициями русских народных праздников, но и взглянуть на них глазами современного человека.
Теоретическая база опыта :
созданные мною:
-каталоги: «Русские народные игры», «Русские народные хороводы» с пением, движениями, сюжетом;
-картотеки: «Русские народные обрядовые песни, заклички»; «Загадки и пословицы»
Распространение педагогического опыта :
Мастер- класс: «Использование музыки в свободной и образовательной деятельности»
Практикум: «Музыкальные народные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».
Сообщение из опыта работы : «Развитие личностных качеств дошкольников средствами русского народного творчества»
Фольклорные праздники способствуют быстрому привлечению родителей в педагогический процесс. Педагоги занимают родителей подготовкой к праздникам : изготовление костюмов, тряпичных кукол, участию в конкурсах, мастер- классах по выпечке. Такая модель проведения праздников показывает родителям, как заложить в детях культурное и духовное наследие, создает дружественные и доверительные отношения между педагогами и родителями, показывает важность и авторитетность семьи в жизни ребенка.
Анализ результативности.
Народные праздники- это всплеск положительных эмоций, эффективное средство ознакомления дошкольников с историей, накопленными поколениями богатейшим опытом, традициями, ценностями, умениями и знаниями. Они развивают личность каждого ребенка, формируя черты русского характера и ментальности.
Распространение педагогического опыта :
-в рамках профессионального сообщества МБДОУ д / с №2 «Ромашка» : открытые занятия, мастер – классы, выступления на семинарах, через сайт.
-через публикации на международных педагогических порталах: maam.ru., fond21veka.ru
Адресные рекомендации по использованию опыта
Инновационный педагогический опыт «Русские народные праздники-и традиции – эффективное средство ознакомления дошкольников с историей и укладом жизни народа.» может быть использован музыкальными руководителями и воспитателями детских садов.
Список используемой литературы
1. Зацепина М. В., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду»
2. Попова Н. В. «Народная культура в музыкальном воспитании дошкольников.»
3. Картушина М. Ю. «Русские народные праздники в детском саду»
4. учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А.
Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой «Народная музыка в эстетическом
воспитании детей»
5. Рытов Д. А. «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей»