Мажова Светлана Александровна
Обобщение опыта работы «Формирование понятия числа у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Умственное воспитание ребенка - важнейшая педагогическая задача на всех возрастных этапах развития дошкольника. Одна из основных задач умственного воспитания - ознакомление детей с факторами и явлениями окружающего мира. При знакомстве с ними обогащаются представления детей, стимулируется любознательность и познавательные интересы.
Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника; определила, что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Следует помнить, чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.
Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях, а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП.
Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир чудес, познания и открытий. Именно в это время у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. И главная задача взрослых состоит в том, чтобы научить их не только читать и считать, правильно держать ручку и карандаш, а прежде всего – думать. Отправляясь в увлекательный мир математики, важно, чтобы ребенок не зубрил математические понятия, а приобщился к материалу, который предоставит ему возможность творить, мыслить, затронет не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу. Мы же, педагоги, должны дать ребенку не только частные понятия, но и понимание общих закономерностей, а главное – ощущение радости при преодолении трудностей.
Известно, что математика – огромный фактор интеллектуального развития ребёнка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приёмы мыслительной деятельности.
Многие современные родители считают, что если ребёнок умеет читать и считать, то он готов к школе, но это заблуждение. Для того чтобы дошкольник соответствовал социальной роли ученика, он должен обладать такими качествами, как умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, у него должно быть желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое.
Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Современные требования с учетом федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения. Формирование и развитие математических представлений у дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию дошкольника. Интеллектуальное развитие – это развитие операционных структур интеллекта, в ходе которых мыслительные операции постепенно приобретают качественно новые свойства: скоординированность, обратимость, автоматизированность.
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.
Цель опыта: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по теме: «Формирование понятия числа у дошкольников».
Задачи:
1. Развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте.
2. Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме самообразования, изучить педагогический опыт через статьи в СМИ, интернет.
3. Приобщение к предмету в игровой и занимательной форме.
4. Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности учебные и воспитательные программы с применением ИКТ.
5. Разработать методические рекомендации, дидактические материалы.
6. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Теоретическое обоснование опыта. Изучение психолого-педагогической литературы убеждают в необходимости дальнейшего исследования вопроса организации процесса обучения математике детей дошкольного возраста, разработки и внедрения инновационных технологий и активного использования разнообразных приемов активизации умственной активности детей: включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим наглядным материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий, решение проблемных ситуаций.
В настоящее время разработаны разные комплексные образовательные программы дошкольного образования, в которых решаются задачи математического развития дошкольников.
Этапы накопления и систематизации опыта:
Подготовительный этап: изучение педагогической и методической литературы по формированию по ФЭМП; определение целей и задач работы по данной теме; разработка конспектов НОД, разработка индивидуальных заданий для дошкольников, разработка дидактических игр, проведение различных мероприятий по данной теме, оформление уголка активности «Веселая математика» (сентябрь 2022)
Внедренческий этап: октябрь 2022 г – май 2023 г (средняя группа)
Технология реализации опыта:
Диагностический инструментарий:использование интернет и мультимедиа- ресурсов, образовательных программ и учебных материалов; совершенствование видов и форм диагностики и контроля; овладение современными методиками диагностики всестороннего развития дошкольников; планирование индивидуальной работы с воспитанниками по результатам диагностики, применение ФОП ДО в практической деятельности.
Технология реализации опыта:
Дидактические игры: «Сколько?», «Какой цифры не стало?», «Путаница?», «Составь цифру», «Сорока - почтальон», «Цифры – на липучках», «Найди пару», «Вставь пропущенные цифры», «Цифры заблудились», «Назови соседей», «Число, как тебя зовут?", «Кто первый назовет, которой игрушки не стало?», «Считай - не ошибись!», домино «Весёлая зарядка», сюжетно – ролевая игра «Билетик в кино», дидактическая игра «Которая игрушка спрятана?»
Математическая сказка «Приключения колобка».
Вечер подвижных игр математического содержания «Вышли мышки как – то раз», «Весёлый автобус».
Театрализованная игра «Теремок».
Открытое мероприятие «Путешествие в Звёздную страну».
Математическая викторина «Угадай -ка».
Открытое мероприятие «Гости из Королевства математики».
Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника».
«Математика своими руками» (выставка дидактических игр, атрибутов).
Выступление на педсовете.
Чтение художественной литературы детям :
С. Я. Маршак «Весёлый счет», А. Гольцева «Весёлые цифры», М. Шварц «Весёлый счёт от 0 до10», Н. Владимирова «Обратный счёт», В. Осеева «Пять сыновей», А. Усачёв «Семь сорок», А. Прейсен «Козленок, который умел считать до 10», англ. песенка в переводе С. Маршака «Три феечки», С. Михалков «Котята», С. Маршак «Барашек», С. Маршак «12 месяцев», Сказка «Три поросенка», П. Маар «Семь суббот на неделе», сказка «Три медведя», В. Катаев «Цветик-семицветик», П. Воронько «Обновки», Л. Муур. «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду», Д. Хармс «Что это было?», Ю. Владимиров «Чудаки», И. Гагарин «Мишка – хвастунишка». П. Гедштейн «Алиса в стране математики», Е. Козлова «Стихи о математике», В. Инбер «Сороконожки», Г. Кузнецова «Бабушка – смекалушка», В. Голявкин «Великое открытие», С. Михальченко «Торт с минусом», Э. Московская «Веселый магазин», В. Волина «Праздник числа», В. Житомирский «Геометрия для маленьких», В. Дроздова «Белочка с рынка возвращалась», С. Маршак «Редкий случай», Г. Юдин «Заниматика», В. Ланцетти «Палка-скакалка», А. Александрова «Это правда или нет?».
Самореализация:
Январь: Показ открытого мероприятия: «Путешествие в Звёздную страну».Выступление на педсовете: «Развитие у детей представлений и понятий о числе и счете. Задачи и методика обучения».
Май: Отчёт по теме самообразования. Выступление на педсовете. Показ открытого мероприятия :«Гости из Королевства математики».