Ольга Лодыгина
Обобщение опыта работы. Речевое творчество детей (старший дошкольный возраст)
▼ Скачать
Речь детей дошкольного возраста развивается постоянно. В раннем возрасте малыши только осваивают речь, запоминают слова и постигают их смысл, присваивают и начинают использовать речевые модели, которые слышат от окружающих. В старшем дошкольном возрасте уже можно говорить о речевом творчестве детей, которое ценно как само по себе, так и как предпосылка к дальнейшему обучению грамоте.
Публикация «Обобщение опыта работы, Речевое творчество детей (старший дошкольный возраст)» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Являясь воспитателем подготовительной группы, я стараюсь поддерживать речевое творчество детей и создавать условия для его воплощения.
Согласно ФГОС дошкольного образования одной из задач образовательной области «Речевое развитие» является развитие речевого творчества детей. В своей работе я решила уделить особое внимание именно этому направлению, потому что оно не только одновременно решает и другие задачи речевого развития (обогащение словаря, развитие связанной монологической и диалогической речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, создание предпосылок к обучению грамоте, но и способствует развитию детей в других образовательных областях.
Цель моей работы – это создание условий для речевого творчества детей старшего возраста.
Вот какие формы работы я использую.
1. Долгосрочный проект «Времена года», проводимый в старшей группе.
Он заключался в том, что ребята дома вместе с родителями готовили рисунки или коллажи, изображающие 4 сезона:
- «Чудесные краски осени»;
- «Чародейка зима»;
- «Весна- красна идёт»;
- «Есть что-то прекрасное в лете,
А с летом прекрасное в нас».
Эти работы были собраны в альбомы и помещены в уголок природы. Особенно удачными в плане развития речевого творчества я считаю летние рисунки и коллажи, когда я попросила ребят нарисовать себя летом и рассказать, чем они занимались. В результате рассказов мы узнали, как весело и насыщенно ребята провели летние каникулы. Их рассказы я записала. Теперь наша «Книга летних историй» стоит в книжном уголке, ребята периодически её просматривают, а некоторые уже читают.
Речевое творчество тесно связано с художественным творчеством. Ребятам очень нравится придумывать сюжеты и истории для своих рисунков и поделок. Я стараюсь, чтобы продуктивная деятельность в рамках любой тематической недели вела за собой речевое творчество. Ребята тоже к этому привыкли и иногда в процессе лепки или аппликации спрашивают: «А мы будем про это истории сочинять?». Я убеждаю их, что, конечно, истории можно сочинять про что угодно и когда угодно, в процессе ручного труда, перед ним и после него.
2. 30 ноября весь мир отмечал «День защиты домашних животных»
Мы с ребятами тоже говорили о бережном отношении к своим питомцам, лепили их из пластилина, сочиняли про них истории или рассказывали случаи из жизни, которые я записала в книжки-малышки.
Книги получились самые разные:
- «Котята и хозяйка»;
- «Сказка о том, как я играю с кошкой Хлоей»;
- «Кот Лёха упал в канаву»;
- «Маленькая миленькая собачка Соня» и другие.
Иногда рассказы ребят получаются довольно длинными, с разными поворотами сюжета. А иногда совсем короткими. Я стараюсь задать наводящие вопросы, чтобы сюжет истории как-то продолжился, но интерес или терпение ребят могут пропасть, и книга заканчивается вот так: «На такую большую книжку, у меня уже слов не хватит…», или так: «А дальше я не додумал…».
Я, ни в коем случае, не заставляю ребят сочинять или продолжать историю, если им этого не хочется, чтобы процесс творчества доставлял им только положительные эмоции.
3. Мы с ребятами участвуем в районном социально-культурном проекте «5 добрых звёзд». В рамках проекта проводился конкурс рисунков и коллажей «Мой добрый друг – район Красногвардейский». Для конкурса нами был подготовлен коллаж-виммельбух «Ржевский лесопарк», который занял второе место на этом конкурсе. Для его создания мы использовали пластилин и вырезки из детских журналов. Наш коллаж с множеством деталей стал отличным «полем» для развития речевого творчества детей. В отличии от составления рассказов по картине или серии сюжетных картинок преимущества трансформируемой картинки-виммельбуха очевидны. Каждый раз, придумывая новые истории и повороты сюжета, ребята могут их обыгрывать, менять героев местами, добавлять новых.
У нас в группе много детских журналов, которые принесли родители. Ребята их рассматривают, пытаются читать, но могут использовать их для любых целей. Например, они вырезают из журналов новых героев для игры с коллажем.
4. Также вырезанных героев из журналов дети используют для других игр. Я предложила им сделать вырезанных героев твёрдыми с помощью картона и закрепить зажимами для бумаги. Они с удовольствием приняли эту идею. С такими бумажными героями они играют уже не в горизонтальной, а в вертикальной плоскости, сочиняют интересные истории, соединяя самых разных персонажей в одном сюжете. Благодаря этому удается избегать шаблонности детского мышления, когда колобок убегает от волка и медведя, а фея помогает принцессе. В сказках моих ребят, например, принцесса Эльза живет в одном домике с доброй акулой и снеговиком, а черепашки Ниндзя помогают одолеть медведя волку и смешарику Крошу.
5. В рамках тематической недели «Животные зимой» мы с ребятами выполняли коллективные аппликации «Зимний лес». Ребята сами проявили интерес к тому, чтобы придумать сказку по этой работе. Я предложила им записать сказку или историю самостоятельно, любым способом.
Уровень овладения грамотой у всех ребят разный, поэтому кто-то придумал историю по коллективной работе и нарисовал её в книге. Другие постарались записать. И пусть, некоторые слова и буквы написаны с ошибками, этот процесс формирует у детей интерес к письму и мотивирует к обучению грамоте. Третьи – перенесли героев аппликации в книгу и придумали продолжение сюжета. И если в аппликации 2 лисы только встретились (это мальчик и девочка, то в книге девочки Сони они уже поженились, «завели ребёнка под названием Катя», и «жила Катя одна-одинешенька, без братьев и сестёр», пока не подружилась с зайчиком Максом и белочкой Макси. И название книги говорит о многом: «Сказка о ДРУЖБЕ». Именно большими и красными буквами попросила Соня- автор этой сказки- записать название, потому что дружба, по ее словам, «это самое главное».
Хочется отметить, что речевое творчество ведет, в данном случае, развитие и художественных способностей детей. Сначала Соня долго рисовала двух лисичек, но потом догадалась, что можно взять деревянную лису и обвести её. Причем она сначала обвела её одной стороной, потом другой. И вот у неё уже готовы 2 лисы, которые сидят напротив дуг друга.
Безусловно, речевое творчество хоть и является устным, требует фиксации. Для этого в группе подготовлено много книжек-малышек, которые ребята используют, если им это необходимо. Благодаря книгам, дети могут возвращаться к своей истории позже, придумывать продолжение сюжета, могут забрать домой и прочитать вместе с родителями. Им это очень нравится, они часто просят перечитывать им их сочинения.
Родители моих воспитанников начали отмечать, что, благодаря тому, что мы с ребятами сочиняем истории и оформляем их в книгах, дома дети проявляют интерес к письму. Те немногие, кто еще не умел правильно писать своё имя, просят научить их этому. Ведь им нужно подписывать свои книги. Те, кто уже немного пишет, спрашивают, как правильно пишется то или иное слово.
Таким образом, благодаря перечисленным формам работы, мне удаётся создавать условия для развития речевого творчества детей, формировать у них интерес к обучению грамоте и, в целом, способствовать полноценному усвоению речи как средства общения и культуры.
Список литературы.
1. Современный детский сад. Каким он должен быть / Под редакцией О. А. Шиян. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.-312 с.
2. Современный детский сад: Универсальные целевые ориентиры дошкольного образования : Методическое пособие / Под ред. О. А. Шиян. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.- 248 с.