Оксана Полещук
Обобщение опыта работы «Ниткография»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта работы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Сказка»
Ниткография – как один из методов развития мелкой моторики пальцев рук и коммуникативных способностей у детей с нарушением речи.
Воспитатель: Полещук Оксана Константиновна
г. Долинск
Ниткография – как один из методов развития мелкой моторики пальцев рук и коммуникативных способностей у детей с нарушением речи.
Публикация «Обобщение опыта работы „Ниткография“» размещена в разделах
- Аппликация из ниток, ниткография
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Темочки
Педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, хорошо известна прямая связь между развитием мелкой моторики пальцев рук ребенка и его речевым развитием. Исследования физиологов доказали, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга». Иначе говоря, чем более ловки и умелы пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Причем не только устная, но и письменная. Поэтому с детьми страдающими нарушениями речи, целесообразно проводить специальную работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображение.
Одним из способов совершенствования пальчиковой моторики детей можно считать метод ниткографии. Ниткография – выкладывания с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити.
Корни ниткографии идут из прикладного искусства индейцев племени уичоли, проживающих в западной и центральной Мексике. Широко известны своеобразные картины уичоли, выполненные в характерном стиле из шерстяной пряжи.
Метод ниткографии позволяет решать сразу несколько дидактических задач:
• Совершенствование зрительного и слухового восприятия детей.
• Развитие зрительно – моторной координации.
• Формирование плавности, ритмичности и точности движений.
• Развитие мелкой моторики и воображения.
• Подготовка руки ребенка к письму.
• Формирование произносительных умений и навыков.
• Совершенствование лексических и грамматических средств языка и навыков связной речи.
Рисование с помощью веревочки – это творческий процесс, который позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. Кроме того занятия с податливой, мягкой и пушистой нитью успокаивает детей и развивает у них интерес к декоративно – прикладному искусству.
Освоение метода рисования с помощью веревочки следует строить поэтапно:
1 этап – выкладывание простых узоров на экране.
• В качестве «волшебной нити» может быть использована толстая хлопчатобумажная или шерстяная нитка. Длина нити 30 см. в качестве экрана – основы для изображения нитью – может быть использован лист бархатной бумаги. Ребенок кладет образец перед собой, проводит по образцу пальцем, затем выкладывает рисунок на экране.
2 этап – выкладывание рисунков на картоне.
• В этом случае дети накладывают веревочку на готовый рисунок.
3 этап – рисование веревочкой на белом картоне.
• Если дети хорошо освоили все предыдущие этапы, можно переходить к наклеиванию веревочки на белый картон и раскрашиванию рисунка.
Структура и организация деятельности.
1. Подготовка материалов.
2. Знакомство детей с фрагментом сказки.
• Работа начинается с напоминания того, что произошло с Веревочкой в прошлый раз, и зачитывается отрывок из сказки о новом приключении.
3. Лексико – грамматические игры.
• Они способствуют совершенствованию лексики и грамматического строя речи.
4. Работа по развитию связной речи и речевого общения.
• Составление описательного, повествовательного рассказов, рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, пересказов.
5. Перенос нужной картинки на белый картон.
6. Нанесение клея по контуру рисунка.
• Лучше взять клей ПВА в тюбике с острым наконечником.
7. Приклеивание веревочки.
• Эти два этапа ведутся последовательно. Накладываем веревочку на полоску клея без натяжения, аккуратно выкладывая все петельки и повороты, прижимая ее легкими движениями пальцев. Лишний кусок веревочки отрезать.
8. Координация слова с движением.
• Чтобы переключить внимание детей, можно провести разминку – упражнения на координацию речи с движением.
9. Раскрашивание рисунка.
• Ребенок раскрашивает рисунок красками, стараясь не выходить за края контура. Чтобы работа была завершенной, вокруг нужно сделать фон.
10. Загадывание загадок.
11. Окончание деятельности.
• Организовать коллективную выставку работ для просмотра и оценки ее детьми.
Для того чтобы дети не уставали, и у воспитателя была возможность помочь каждому, целесообразно проводить работу по подгруппам по 6 – 8 человек. Работу не следует затягивать. Старшая группа – 20 – 25 мин.
Подготовительная группа – 25 – 30 мин.
Обучение рисованию с помощью нити я начала с работы по готовому образцу. Показывала детям уже готовую «картинку» для того, чтобы они ее скопировали. Когда дети научились выкладывать простейшие изображения, перешли к «рисованию» по представлению. В этом случае параллельно с мелкой моторикой развивается и творческое воображение детей.
Ниткографию я сочетала с развитием связной речи. После прослушивания сказки или рассказа давала детям задание изобразить его героев. Так же загадывала загадки или задавала вопросы, ответами на которые послужат «рисунки» нитью.
Сначала изобразительные задания даются обязательно в конце занятия как его самостоятельная часть. В дальнейшем, когда у детей появляется определенный навык в работе с нитью, переходим к иллюстрации рассказа по ходу повествования. Таким образом, ниткография не только будет развивать моторику детей, но, в сочетании с живым рассказом, научит их составлять план повествования с помощью своих несложных контурных «рисунков». В результате слуховая память в процессе выполнения рисунка нитью будет подкрепляться и другими видами запоминания – зрительным и двигательным.
На следующем этапе обучения соединяем пересказ и изобразительную деятельность. Для этого просим ребенка пересказать знакомый сюжет и проиллюстрировать его следующими одна за другой картинками, выполненными с помощью «волшебной» нити. Возможность через движение и зрительный образ пропустить через себя информацию, воспринятую на слух, позволит детям лучше ее усвоить, а затем и воспроизвести.
В работе с детьми так же большое внимание уделяю традиционным способам развития пальчиковой моторики:
• Игры с мозаикой, конструктором, шнурочками.
• Выкладывание из счетных палочек узоров.
• Рисование мелками, маркерами, красками.
• Работа с трафаретами.
• Штриховка, раскрашивание.
• Работа с ножницами.
• Оригами.
• Работа с пластилином.
Рисование с помощью веревочки нравится детям. Уже с первых занятий дети, увидев результат, полюбили их, так как полученный рисунок можно не только увидеть, но и потрогать руками, потому что наша волшебная веревочка придаст ему объем. Рисунки с помощью веревочки отличаются мягкостью получаемых форм, визуальным объемом. Такие занятия успокаиваю детей, развивают чувство прекрасного, подготавливают их к восприятию произведений изобразительного искусства вообще и декоративно – прикладного в частности.