Екатерина Макарова
Обобщение опыта работы «Нетрадиционные техники рисования»
▼ Скачать + Заказать документы
МКОУ Великодворская СОШ. Гусь-Хрустальный район, Владимирская область
тема:
" Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Автор: Макарова Екатерина Петровна
Воспитатель дошкольной группы МКОУ
Великодворская СОШ
Первая квалификационная категория
2017г.
Публикация «Обобщение опыта работы „Нетрадиционные техники рисования“» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Условия возникновения, становления опыта
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
В. И. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему я считаю одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду изобразительную, художественно продуктивную деятельность, создающую условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого создается что - то красивое, необычное. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого к сложному. И эта миссия возложена на педагога - воспитателя, имеющего жизненный опыт и специальные знания.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Мой опыт формировался в условиях МБДОУ "Детский сад № 16" с сентября 2014 по май 2017 года. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. Рисование – большая и серьёзная работа для ребёнка. Определённое достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций
И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник, как на занятиях по рисованию, так и в самостоятельной художественной деятельности. Один раз в неделю во второй половине дня я вела кружок по рисованию «Юный художник». В своей работе я применяла различные техники нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Т. Н. Дороновой - «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей» Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей и поставила перед собой следующие задачи:
• Сформировать у детей технические навыки рисования.
• Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
• Научить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования.
Актуальность опыта
. Это правда! ну чего же тут скрывать?
Дети любят рисовать, очень любят рисовать!
на бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне.
Э. Успенский.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Обучение рисованию в дошкольном возрасте предполагает решение трё х взаимосвязанных задач:
во-первых, необходимо пробудить у детей эмоциональную отзывчивость к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни;
во-вторых, сформировать у них изобразительные навыки и умения.
в-третьих, развитие творческого потенциала у подрастающего поколения.
В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных условий для развития детей, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми. Поэтому дети сами выбирают материалы для работы, технику.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества, как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Мои занятия импровизация и игра и очень важно, чтобы они стали устойчивым увлечением каждого ребенка. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Необычные способы рисования так увлекают детей, что образно говоря в группе, разгорается настоящее пламя творчества.
Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной и перспективной.
Теоретическая база опыта
В работах отечественных и зарубежных педагогов содержатся разные взгляды и мнения на эту проблему. Так, А. Бакушинский и его сторонники полагали, что творчество детей совершенно и им нечему учиться у взрослых. К. Лепиков, Е. Разыграев, В. Бейер, а также зарубежные исследователи К. Риччи (Италия) и Л. Тэдд (США) подчеркивали особую важность обучения, без которого детское творчество не развивается, оставаясь на одном и том же уровне. Дискуссия на эту тему особенно острой была в 20-е годы. Позднее вторая точка зрения была поддержана русскими педагогами Е. Флериной и Н. Сакулиной. В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Т. Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования. Психологи (Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, Л. С. Рубинштейн) раскрыли понятие творческих способностей, выявили компоненты, этапы их развития, рассмотрели взаимосвязь творчества с обучением, указали условия развития творчества. Педагог Е. А. Флерина - одна из первых дала определение понятию «детское художественное творчество». Расширили и обогатили её исследования Т. Г. Казакова, Н. П. Сакулина, выделив в изобразительной деятельности до изобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого и ребенка.
Как отмечает Б. М. Теплов, раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для их развития, так как оно соответствует детским потребностям и возможностям. Так как в сознании малыша создается новый интеллектуальный продукт, который, встраиваясь в систему личного мировосприятия, образует новую «единицу» целостной картины мира.
В настоящее время современными педагогами и психологами разрабатываются нетрадиционные техники рисования, в которых ставятся новые задачи обучения и воспитания ребенка.
О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источников:
1. Е. Н. Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”
2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.
4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”
6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.
7. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционные техники рисования в детском саду" Часть 1,2
8. Педагогический опыт, опубликованный в журналах “Дошкольное воспитание”.
Ведущая педагогическая идея
"Ребенок в процессе собственной активности выступает как полноценная личность, творец собственной деятельности, ставящей её цели, ищущий путь и способы ее достижения. Данный тип активности лежит в основе детского творчества в самом широком значении этого слова"
Н. Н. Поддъяков
Основной педагогической идеей моего опыта работы является развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционный техник рисования. Для реализации такого развития необходимы соответствующие условия, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно, в эстетическом развитии личности ребенка.
В своей работе я стараюсь использовать как можно больше разнообразных техник рисования для развития творчества в детских рисунках.
Новизна опыта
Нетрадиционные техники рисования ранее использовались, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников. Я, как и многие воспитатели, в основном придерживалась стандартного набора изобразительных материалов и традиционных способов передачи полученной информации. Но традиционных подходов часто недостаточно для развития современных детей. В последнее время появились новые программы, технологии, которые позволяют сделать процесс изобразительного творчества более интересным, более продуктивным.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования.
Новизна опыта работы заключается в том, что развитие художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов рисования нетрадиционными техниками. Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и развивать творческие способности.
Технология опыта.
Работая над данной темой, я старалась создать четкую систему приобщения детей дошкольного возраста к изобразительной деятельности. Моя задача заключалась в том, чтобы создать условия для развития художественной деятельности, заметить и поддержать к ней интерес ребенка. Приобщая детей к изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, следует поддержать инициативу ребенка, его стремление что-либо изобразить, предоставить право выбора материала, средств. Необходимо привлекать внимание детей и родителей к продуктам детского творчества. Внимательное отношение взрослых к детским работам способствует развитию у ребенка положительного самоощущения, стимулирует творческие проявления, порождает чувство гордости за достижения. Рисование с использованием нетрадиционных техник, пожалуй, самый интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами и с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Помимо обучения навыкам рисования такие занятия способствуют:
- развитию речи;
- ознакомлению с окружающим миром;
- развитию фантазии и творчества (показываю детям способы действий с изобразительным материалом, помогаю на начальном этапе, а затем направляю их активность, на выполнение занятия эмоционально, увлекательно); - личностному развитию (очень бережно и внимательно отношусь к детским рисункам, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям); эстетическому развитию (даю возможность выбора в использовании материалов); В своей работе с дошкольниками я использую разные техники нетрадиционного рисования. Изобразительная деятельность предоставляет детям широкие возможности для экспериментирования с различными материалами. Материал, предоставляемый для детей, должен обеспечивать свободу и разнообразие действий, находиться в доступном месте и быть удобным для использования.
Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Задачи исследования:
1. Проанализировать современное состояние вопросов развития творческих способностей и изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Смоделировать и апробировать систему работы по развитию творческих способностей у детей средствами нетрадиционных техник рисования.
3. Выявить эффективность работы по развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.
4. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования для применения в дошкольном возрасте.
Задачи с детьми:
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость.
- Способствовать возникновению у детей ощущений, что продукты их деятельности интересны другим и ему самому.
- Воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Развивающие:
- Развивать у детей творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности, художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
-Закреплять умения детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
- Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Работа проводилась в 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
1 этап – подготовительный. На первом подготовительном этапе своей работы, я изучила базовую программу ДОУ, методический материал, предметно-развивающую среду в уголке творчества. В ходе всей этой работы были выявлены некоторые недостатки.
Недостаточно методических разработок, оборудования и материала для творчества детей, неосведомленность родителей по данной теме и мало информации для работы с ними. Поэтому при организации предметно - развивающей среды я учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Совместно с родителями я пополнила уголок изобразительной деятельности необходимым материалом (Приложение № 5). Провела обследование детей по художественно- эстетическому развитию, целью которого было определение уровня развития изобразительной деятельности и творческого воображения детей (Приложение № 1). Анализ результатов в старшей группе в основном соответствует среднему уровню. Одновременно с диагностированием детей провела анкетирование родителей (Приложение № 8). Проанализировав анкеты, пришла к выводу, что многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся рисовать и развитие творческих способностей произойдет в процессе взросления. Итак, результаты диагностического этапа позволили мне определить следующие этапы работы : Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приемов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи: я изучила методическую литературу по данной теме и разработала, дополнительно к основной образовательной деятельности, перспективный план работы кружка по художественно-эстетическому развитию «Юный художник» (Приложение № 6). В своей работе я знакомила детей с различными техниками рисования (Приложение № 11). Подобрала и изготовила игры на развитие творческого воображения (Приложение № 10, для родителей подготовила памятки «Учите рисовать в нетрадиционной технике», «Как развивать творческие способности у детей», консультации «Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома», советы и рекомендации (Приложение № 9) и провела родительское собрание «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» и мастер-класс «Нетрадиционные техники рисования» (Приложение № 7).
2- й этап – основной. Приёмы и методы организации учебно - воспитательного процесса. Организованную образовательную деятельность по художественно-эстетическому развитию (рисование, я проводила согласно разработанным тематическим неделям с применением нетрадиционных техник рисования (Приложение № 2). Для повышения педагогического мастерства участвовала в работе педсовета по художественно-эстетическому развитию, где я подготовила консультацию и провела семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста» (Приложение № 12).
3-й этап – заключительный. По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей.
Анализ результатов показал, что у большинства детей благодаря применению нетрадиционных техник рисования повысился уровень творческих способностей. Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей вырос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче (Приложение № 13). Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах и выставках различного уровня (Приложение № 14). Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. В своём опыте работы я достигла поставленных задач и целей.
Формы, методы и средства.
1. Взаимодействие с детьми
- НОД с применением нетрадиционных техник рисования (Приложение № 2) (конспекты)
- Использование игр в режимных моментах (Приложение № 10) «Мы играем». (фотоматериалы) (Приложение № 10-А).
- Самостоятельная художественная деятельность детей (Приложение № 3) «Мы рисуем» (фотоматериалы)
- Участие в конкурсах и выставках (Приложение №14)
- Детские рисунки (Приложение № 13)
2. Формирование предметно- развивающей среды.
- Материалы и оборудования для изодеятельности. (Приложение № 5) (фотоматериал)
- Картотека игр по художественно-эстетическому развитию (Приложение № 10)
3. Взаимодействие с родителями
- Родительские собрания (Приложение № 7)
- Анкетирование (Приложение № 8)
- Консультации (Приложение № 9)
- Памятки (Приложение № 9)
- Участие родителей в мастер- классе (Приложение № 7).
4. Взаимодействие с педагогами ДОУ.
- Семинар-практикум для воспитателей (Приложение № 12).
- Консультация (Приложение № 12).
Результативность опыта.
Главный показатель эффективности работы по развитию художественно-творческих способностей детей - это данные диагностики по изобразительной деятельности. На основе результатов диагностики были построены диаграммы (Приложение №1, на которых видна положительная динамика по развитию творческих способностей детей.
Я считаю, что это свидетельствует об эффективности реализованной мною системы методической работы по проблеме развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста с применением нетрадиционных видов рисования.
У детей повысилась творческая активность, эмоциональность, самооценка. Дети научились использовать хорошо знакомые им предметы в качестве художественных материалов. Значит, мне удалось заинтересовать детей, разбудить в них творческое начало, не навязывая собственных мнения и вкусов. Ведь рисование для ребёнка - радостный, вдохновенный труд, к которому, по моему мнению, не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать ребёнка, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности.
Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов.
Участники:
Воспитатели,
Дети,
Родители.
Срок реализации опыта--- 3 года.