Ксения Соснина
Обобщение опыта работы «Методы и приемы ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В конце 50гг. XX в. появилась наука ТРИЗ- теория решения изобретательских задач, автор ТРИЗ - отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ появилась возможность массового обучения технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории происходит не только приобретение нового умения решать творческие задачи, но и начинают формироваться черты творческой личности.
Публикация «Обобщение опыта работы „Методы и приемы ТРИЗ как средство развития творческих способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
В последнее время многие педагоги заинтересовались идеями ТРИЗ - педаго-гики, т. к. в современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Дошкольный возраст является уникальным по своей значимости для всей последующей жизни, поэтому особенно важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Использование адаптированной к дошкольному возрасту методики ТРИЗ позволит воспитать и обучать ребенка под девизом "Творчество во всем!".
Процесс воспитания и обучения ребенка- это взгляд человечества в будущее. Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, и уже не представляем нашу жизнь без компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, интернета и т. п.
Информационные технологии требуют от нас мобильности и гибкость, необ-ходимость быстро обучаться и решать множество творческих заданий.
Развитие творческой личности - это социально значимая задача закона Российской Федерации об образовании. Педагоги хорошо знают, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым.
Понимание вышеперечисленного дало мне толчок для использования технологии ТРИЗ в работе с дошкольниками.
ЦЕЛЬ данного опыта работы -раскрыть все формы и методы развития творческого мышления и воображения у детей дошкольного возраста с помощью методики ТРИЗ.
Основные задачи использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте :
1. Развития у ребенка естественной потребности познания окружающего мира.
2 .Формирование творческого мышления.
3. Формирования навыков самостоятельного поиска и работы с нужной информацией.
4. Воспитания определенных качества личности: самостоятельность, нестан-дартность мышления, реалистичность.
Для решения поставленных задач использую в работе следующие методы ТРИЗ :
1. Метод нахождения противоречий.
Основная задача этого метода это научить детей искать и решать противоречия. Метод нахождения противоречий состоит из 2 этапов:
I этап : я обучаю находить в каждом предмете явлении поступки хорошие и плохие стороны, отрицательные и положительные.
II этап: я учу ребят разрешать эти противоречие. Помогает мне в этом, такие игры как "хорошо и плохо", "черное и белое".
Сейчас я хочу предложить вам поиграть в эту игру "нахождение противоре-чий". Я показываю вам белый домик (изображение домика белого, вы называете мня положительные качества природного явления, когда я показываю вам изображение черного домика (демонстрирую черный домик, то тогда говорите отрицательные качества этого явления.
Итак, природное явление "Зима".
Белый домик: (варианты ответов)снег, кататься на санках, кататься на лыжах, играть в снежки, лепить снеговика, лепить крепости.
Черный домик: (варианты ответов) скользко, короткий день, трудно найти птицам корм, холодно, метели.
Снова показ белого домика все вокруг белое, природа отдыхает, праздник Новый год.
Обратите внимание, что во всех вариантах этих игр, обязательно нужно заканчивать на положительном качестве того или иного объекта, явления, предмета или поступка.
Вот вы сейчас нашли противоречие природного явления - зима, то есть положительные и отрицательные стороны.
II этап: это как раз этап разрешения этих противоречий.
Скажите, что делать чтобы не было зимой холодно? ( ответ: одеться теплее, больше двигаться).
А что можем сделать чтобы не подскользнуться зимой? ( ответ: обуть не скользкую обувь, идти там где посыпано песком).
Мы сейчас с вами прошли второй этап и научились решать эти противоречия.
2. Метод фокальных объектов.
Перед нами, как в фокусе, объект, который надо усовершенствовать. Для усовершенствования на данный объект, переносятся свойства другого объекта, никак с ним не связанного. Неожиданное сочетание дают интересные результаты.
Для усовершенствования предметов или деталей при помощи метода фокаль-ных объектов нужно придерживаться следующих правил:
1. Рассматривая или изменяя какой-либо объект.
Например: яблоко, произвольно выбираем другой предмет, не имеющий отношение к нему. Количество выбранных предметов может быть не ограничены, но для удобства в работе лучше отобрать 2 - 3 объекта.
2. Как выбрать другой предмет? Это может быть любое слово из любой книги (его могут выбрать дети, умеющие читать). Можно предложить карточки с картинками, разложенные изображениями вниз, можно расставить игрушки или яркие предметы, а потом попросить быстро назвать любой (любые) из них.
3. Предмет (предметы) найден. Предлагаем детям описать его, подбирая 5- 10 определений. Для того чтобы помочь детям, их можно спросить какой он? (она, они, оно)
Например: слово " пингвин ". Записываем (или обозначаем рисунком, символом, игрушкой) на доске, подробное определения: прыгающий, бегающий, летающий (в прыжке, плавающий, смеющийся, заботливый.
4. Подобные определения подставляем к слову: прыгающее яблоко, летающие яблоко, смеющиеся яблоко, бегущей яблоко, плавающее яблоко, заботливое яблоко. Можно обговорить все словосочетания, а можно взять самое интересное.
5. После того, как нужно (или интересное) словосочетание найдено, необходимо придать яблоко нужные качества. Для этого надо ввести в него элементы, которые ему свойственны, что изменит рассматриваемый детьми объект.
"Летающее яблоко" - нужны крылья, надуть, как шар, и завязать верёвочкой; яблоко внутри пустое, осталась одна кожура- оно лёгкое.
"Бегущее яблоко"- у яблоко выросли ножки.
3. Метод системный анализ.
Этот метод позволяет увидеть объект во взаимодействии с другими предметами, системное мышление, а системный экран помогает осуществить такой анализ на любом предмете.
Если видим на картине мы какой - нибудь объект (цыпленок, это значит непременно мы включаем интеллект, но сначала вспомним дружно, чем он мог когда - то быть (яйцо).Делаем анализ и раскладываем на части (назвать и показать части тела цыпленка, а после изучаем его со всех сторон, а именно: что объект умеет делать и какой бывает он. Далее размышляем над проблемой, как изменится объект (цвет, форма, кем будет). Потом мы включаем изучаемый предмет (птичий двор).
Вот мы рассмотрели объект (цыпленок системе) и как он взаимодействует со всеми остальными системами.
4. Метод моделирования маленькими человечками.
Этот метод позволяет объяснить детям состояния предмета: твер-дое,жидкое,газообразное для этого существуют человечки.
Моделирование маленькими человечками позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект, не только объяснить ребёнку окружающие его явление, но и наглядно показать их изменения. Использование внешних, символические заместители в виде маленьких человечков переходит постепенно в использовании заместителей внутренних образных, что решает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.
Человечки которым обозначают твердые предметы они крепко держатся за руки; человечки которые обозначают жидкие предметы держатся за руки, руки у них опущены и они находятся рядом, а человечки, которые обозначаютгазообразные предметымогут легко передвигаться и двигаться.
Например:
Встаньте и сейчас мы изобразим, какой по сути апельсин.
Крепко за руки беритесь друг другу сильно прижмитесь, браво! Бис! Ура!
Получилось. (кожура).
Руки вниз,всем встать на месте, вот жидкий получился. (сок).
Бег на месте картина - это запах. (апельсина).
Вот так ребята, изображают маленьких человечков. Вы тоже сейчас побывали маленькими человечками и показали модель апельсина.
5. Метод коллаж из сказок
Дети очень любят сказки.
Метод коллаж и сказок позволяет им развивать речь, фантазию, воображение. Ребята на этом этапе сочиняют новые сказки, используют уже знакомые сказки. Сейчас покажу вам сказку, которую сочинили ребята.
Жили - были бабушка и дедушка. Бабушка испекла колобок. Положила его на окошко остывать. Колобок полежал, полежал и спрыгнул с окошка. На дорожку и покатился, а навстречу ему еж.
Еж: - Ой, какой мячик!И начал играть с Колобком, мой веселый звонкий мяч.
Колобок попрыгал, попрыгал и укатился, катится колобок дальше, а навстречу ему коза.
Коза:-Ме! Ме!И куда это ты колобок катишься?
Колобок:
- По лесу гулять
Коза:
-Ты колобок, не кати по этой тропинке в лес, там серый волк ждет тебя, схватит и съест. Давай мы лучше с тобой попляшем, сказала Коза.
Колобок согласился.
Колобок:
-Давай коза, с тобой попрыгаем, попрыгаем и ножками подрыгаем, подрыгаем и ручками похлопаем, похлопаем (вместе с аудиторией) и ножками потопаем, потопаем.
Попрыгали, потанцевали колобок с Козой и покатился дальше.
Катится колобок, вдруг навстречу ему лиса.
Лиса:
- Колобок, Колобок и куда же ты катишься, один по лесной дорожке?
Колобок:
-Да, вот качусь по лесу- гуляю, воздухом свежим дышу.
Лиса:
-Колобок, ну- ка полезай ко мне в кузовов, я отнесу тебя к бабушке и дедушке. Нехорошо одному от взрослых уходить.
Таким образом, все методы которые использую в своей работе по технологии ТРИЗ развивают в детях : творческие способности.
Свой доклад хотела закончить словами Джанни Родари: "чтобы научить ребенка думать, его надо научить выдумывать".