Ирина Захарова
Физическая культура для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Физическая культура для дошкольников
Обобщение опыта работы
Захарова Ирина Анатольевна – воспитатель
Используемые парциальные программы и методические пособия:
1. ПрограммаЛ. Д. Глазыриной «Физическая культура – дошкольникам».
2. Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения взрослого и ребёнка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в ДОУ М. Н. Поповой «Навстречу друг другу».
3. Фирилева Ж. Е. ,Сайкина Е. Г. «Са-Фи-Дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей.
Публикация «Физическая культура для дошкольников» размещена в разделах
4. Шарманова С. В. Морское царство. Применение сюжетных занятий на основе ритмической гимнастики в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
5. ШукшинаС. Е. Я и моё тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.
6. БаренковаЕ. А., ФедоровскаяО. М. Игры которые лечат. Для детей от 5-7 лет.
7. Красикова И. С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – 2-е изд. – СПб. : КОРОНА принт, 2003.
8. АльмовскаяВ. Г. Как воспитать здорового ребенка. –М., 1993г.
9. Авторская (собственная) программа «Ритмическая гимнастика в детском саду»
Описание программы
«Ритмическая гимнастика в детском саду»
Срок освоения программы: 1 год (подготовительная к школе группа)
Цель: Укрепление здоровья детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики.
Резко возросшее внимание к телевидению и компьютерным играми способствуют ограничению двигательной активности детей. Это в свою очередь, ведет к задержке возрастного развития: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы, т. е. усугубляет появление различных функциональных отклонений, таких как нарушение осанки, деформация позвоночника, излишний вес.
Актуальность данной темы обусловлена в том, что чрезмерная забота родителей об интеллектуальном развитии детей осуществляется в ущерб физическому развитию.
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения приобретает все большую остроту.
В настоящее время в России ежегодно возрастает общий уровень отклонений здоровья детей.
По результатам исследования Минздрава России – лишь 20% детей имеют первую группу здоровья перед поступлением в школу.
Среди многих факторов, оказывающих положительное влияние на развитие детей, важное место занимает физическое воспитание. Мышечная деятельность активизирует обменные процессы, стимулирует работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, повышает работоспособность.
Правильное формирование двигательной сферы ребенка является фундаментом для гармоничного развития его личности, для наивысшего раскрытия и проявления его потенциальных возможностей, способностей и талантов.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что от здоровья, жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому крайне важно правильно организовать занятия физической культурой именно в детстве, что позволит накопить силы и обеспечит в дальнейшем не только полноценное физическое, но и разностороннее развитие личности.
Анализируя результаты диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста в нашем детском саду, я прихожу к выводу, что на начало учебного года в среднем около 15% детей имеют нарушение осанки и плоскостопие, около 25% детей – имеют низкий уровень физической подготовленности, а 55% детей в течение учебного года хотя бы один раз болели ОРЗ, ОРВИ. Полученные показатели обусловили потребность в использовании средств физической культуры, для повышения уровня физической подготовленности детей и укрепления детского организма.
Поиск наиболее эффективных по воздействию на организм дошкольника физических упражнений, повышению его жизнеспособности и укреплению здоровья, привели меня к выбору ритмической гимнастики. Ритмическая гимнастика укрепляет опорно - двигательный аппарат, дыхательную и сердечно-сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки и оздоровлению всего организма.
Используя свой опыт работы и ритмическую гимнастику как средство оздоровления детского организма можно успешно разрешить ряд следующих проблем:
- нарушение осанки детей;
- повышение уровня физической подготовленности дошкольников;
- снижение уровня заболеваемости детей;
- формирование потребности в здоровом образе жизни.
- повышение индекса здоровья.
Целью моей работы является повышение оздоровительного эффекта, организма дошкольников, средствами, дополнительного образования, ритмической гимнастики.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
Сохранение и укрепление здоровья детей.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формирование правильной осанки, навыков пластичности и изящества.
Развитие гибкости, выносливости, мышечной системы, координации движений и ритма.
Распространение педагогических знаний нетрадиционных методов оздоровления среди родителей и педагогов.
Ожидаемые результаты.
Систематические занятия ритмической гимнастикой:
помогут естественному развитию организма ребенка и привитию потребности заботиться о своем здоровье;
разовьют опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную систему детей.
увеличат жизненную емкость легких, улучшат физическую, интеллектуальную работоспособность;
укрепят осанку и свод стопы;
сформируют у дошкольников навыки самостоятельного выражения движений под музыку, разовьют инициативу и трудолюбие.
Основными этапами работы являются:
1-создание предметно-развивающей среды;
-диагностика уровня основных движений, физической подготовленности;
-разработка программы кружка на основе анализа подобранной методической литературы;
-составление учебно-тематического плана;
-подборка комплексов упражнений.
2-специальные занятия кружка ритмической гимнастики «Королевская осанка».
3-пропоганда нетрадиционных методов оздоровления средствами ритмической гимнастики в коллективе детей и родителей;
-диагностика по определению изменения показателей двигательного развития детей.
На первом этапе работы организую предметно-развивающую среду. Работа по созданию предметно-развивающей среды строится на основе программ: «От рождения до школы»
(Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой); «Са-фи-дансе»(ФирилевойЖ. Е. ,СайкинойЕ. Г.)
Развивающая двигательно-оздоровительная среда нашего детского сада включает спортивный зал, в котором имеется все необходимое. Современное оборудование и спортивный инвентарь, такой как: шведская стенка, тренажеры, доска для пресса, батут для прыжков, гимнастические маты, фитболы, диски «Здоровья», обручи, скакалки, мячи разного диаметра, гимнастические палки.
Кроме этого, я изготовила нестандартное оборудование из бросового материала: ленты, набивные мячи, гантели, резинки, бумажные листочки, мешочки с песком, султанчики, дорожка здоровья.
Для дыхательной гимнастики изготовлено: шарики из фольги для задувания, цветные перышки, снежинки.
Анализируя подобранную методическую литературу, была разработана программа кружка «Королевская осанка» и составлен учебно-тематический план занятий.
Подобраны комплексы упражнений ритмической гимнастики.
На втором этапе - была организована систематическая, целенаправленная работа кружка ритмической гимнастики «Королевская осанка» по профилактической работе нарушения осанки для девочек подготовительной группы. Составление перспективного плана работы кружка строилась на основе программы «Са-фи-дансе» (ФирилевойЖ. Е., СайкинойЕ. Г.);методических разработок Щетининой М. Н. «Стельниковская дыхательная гимнастика для детей»; «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» Моргуновой О. М. ; «Осанка» Воспитание правильной осанки. Лечение нарушения осанки. Красиковой И. С. ; «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей» Голициной Н. С. ,ШумовайИ. М.
«Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5лет» К. К. Утробиной, «Игры, которые лечат для детей от5-7лет» Е. А. Бабенковой, О. М. Федоровской.
Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня с девочками подготовительных групп.
Структура занятия кружка «Королевская осанка» (ритмическая гимнастика) традиционная. Каждое занятии состоит из трех частей: подготовительной (вводной, основной и заключительной.
Задачи вводной части сводится к тому, чтобы подготовить организм ребенка – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание.
Вводная часть состоит из ходьбы, бега, прыжков, упражнений для формирования стопы, танцевальных элементов, построения и перестроения.
Основная часть. В этой части решаются основные задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств, которые относятся к укреплению здоровья детей. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки.
В основную часть занятия включаю средства оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, «Восточная гимнастика».
Ритмическая гимнастика - укрепляет опорно-двигательный аппарат, дыхательную и сердечно – сосудистую системы, способствует формированию правильной осанки, развитию музыкальности. В комплекс ритмической гимнастики я включаю общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, элементы художественной гимнастики, прыжки, бег, танцевальные движения с элементами современных и народных танцев, аэробику соединяющую музыку и танец с физическими упражнениями.
Дети с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками, «султанчики»,резинками, фитболами, воздушными шарами.
Еще одной составляющей основной части занятия является «Восточная гимнастика». Для гимнастики не требуется специально организованного места, ее можно проводить в любом помещении.
Комплекс восточной гимнастики «Звезда востока», я разработала самостоятельно ориентируясь на музыкальное сопровождение.
В заключительной части занятия использую упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепления осанки, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксацию.
Для дыхательной гимнастики составлена картотека комплексов, изготовлен нетрадиционный инвентарь: «Снежные хлопья»(ватные комочки, «Цветные перышки», «Снежинки»,шарики из фольги для задувания.
Игровой массаж как нельзя лучше подходит для заключительной части занятия, так как он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение.
В заключительную часть занятия я включаю «Пальчиковую гимнастику», которая служит основой развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Превращение учебного процесса в уникальную игру, не только обогащает внутренний мир ребенка, но и оказывает положительное воздействие на развитие памяти и мышления.
Необходимым компонентом заключительной части занятия является мышечное расслабление или релаксация. Цель ее привести состояние организма ребенка к исходным показателям.
Положительный результат оздоровительной работы возможен только при поддержке родителей. С этой целью был составлен план работы с родителями, который включает следующие формы работы с родителями:
- родительские собрания по данной теме;
- анкетирование родителей;
- размещение в уголке для родителей материалов о здоровом образе жизни;
- оформление папок- передвижек по укреплению здоровья детей;
- открытые просмотры для родителей занятий с детьми по данной тематике;
- консультации;
- организации мероприятий «День открытых дверей»
- спортивные праздники и развлечения с участием родителей.
По укреплению здоровья дошкольников средствами ритмической гимнастики углубленно работаю три года.
Но даже, за столь короткий период грамотно организованная оздоровительная работа, наполненная нетрадиционным содержанием: ритмическая гимнастика, «Восточная гимнастика», игровой массаж, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация дала положительные результаты.
Анализируя работу по оздоровлению детей средствами ритмической гимнастики можно сделать выводы.
1. В результате работы улучшаются показатели основных движений от 96 до197 баллов. Так, в 2016 / 2017 уч. году ловкость детей превысила норму на 1,3сек, скоростно – силовые способности улучшились на 20см и показатели гибкости улучшились на 3-4 см., на начало исследования общее количество баллов 293. Окончание исследования составило 425 баллов.
2. Показатели уровня психомоторного развития детей возросли с 76 до 112 баллов.
3. Антропометрические показатели длины и веса тела, окружности грудной клетки изменились положительно в соответствии с возрастными стандартами.
4. Эффективность разработанной программы подтверждается снижением заболеваемости от 10дней до 5дней на одного ребенка, а также переходом многих детей в основную группу здоровья.
Можно сделать вывод о том, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повышается интерес к занятиям физической культуры, снижается заболеваемость, повысился индекс здоровья, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.