Наталья Хомянок
Обобщение опыта работы «Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Черепановский филиал
государственное бюджетное
учреждение здравоохранения
Новосибирской области «РСДР».
«Использование дидактических игр для формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ограниченными возможностями».
Воспитатель 1 квалификационной категории
Хомянок Н. В.
Публикация «Обобщение опыта работы „Использование дидактических игр для ФЭМП у дошкольников с ОВЗ в условиях Дома ребенка“» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: "Не каждый будет математиком", безнадежно устарела.
Сегодня математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Познавательный интерес к математике - это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности. Г. И. Щукина отметила, что только деятельность, вызывающая активность, умственное напряжение и развивающая кругозор, ведёт к развитию познавательного интереса. По содержанию эта деятельность должна носить проблемный характер. Однако многие исследователи подчеркнули, что важно не только поставить перед ребёнком проблему, но и научить её решать, сформировав необходимые способы познавательной деятельности.
Развитию познавательного интереса к математике способствует такая организация обучения, при которой ребёнок вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решает задачи проблемного характера в ходе работы с занимательным материалом.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений создаются условия для воспитания у ребенка личностных качеств, самостоятельности, активности, произвольности, развития зрительно- пространственного восприятия и зрительно — моторной координации, внимания, речи, памяти, мыслительной деятельности.
Детей учат анализировать содержание заданий и выполнять их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.
Развитие математических представлений, ребенка - дошкольника, с ограниченными возможностями в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается, нежели математическое развитие его нормально развивающихся сверстников.
Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста, у детей с особенностями в развитии не развивается полноценно без специального обучения.
Все структурные компоненты деятельности:
потребностно- мотивационный,
содержательный, операционный и результативный - оказывается несформированным у данной категории детей.
Внимание у детей с ограниченными возможностями:
-неустойчивое;
-снижена концентрация;
-они не могут сосредоточиться;
-снижен объем принимаемой информации;
- испытывает «трудности переключения»;
- повышенная отвлекаемость.
Но, тем не менее, ребенок с проблемами в развитии может овладеть математическими представлениями при наличии адекватной и своевременной коррекционно-развивающей помощи.
Обучение ребенка элементарно-математическим представлениям не является изолированной задачей, а входит в общий комплекс обучения.
Методика формирования элементарно-математических представлений у дошкольников с проблемами в развития базируется на основных положениях методики формирования элементарных математических представлений у нормально развивающихся детей. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, в целом, и процесс формирования элементарных математических представлений, в частности, имеют свои особенности. Это - прежде всего, индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота знаний и умений, повторяемость, опора на наглядно-образное восприятие, самостоятельность и активность ребенка в образовательном процессе.
Для формирования элементарных математических представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью необходим определенный бытовой и игровой опыт, который дети могут получить в процессе комплексного обучения, и в повседневной жизни.
Учитывая особенности умственного развития наших детей, состояния их физического и психического здоровья, я пришла к выводу, что решаюгцую роль в предупреждении нарушения умственного развития детей играет как можно более раннее начало коррекционно-воспитательной работы, которая позволяет предотвратить вторичные отклонения в развитии детей. Поэтому для организации обучения детей математике я использую дидактические игры. Я считаю, что дидактическая игра является ценным средством умственного развития детей, активизирует все психические процессы, вызывает интерес к предмету познания и, что очень важно облегчает процесс усвоения знаний.
Основная задача таких игр - занятий в раннем возрасте - накопление опыта, который на следующих этапах обучения позволяет систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Внимание малышей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Поэтому в работе с малышами я использовала также игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по- настоящему значимым. Для этого подбирала специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине, рамки Монтессори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма.
Решению этих задач способствовали игры типа: «Мозаика», «Закрой
окошко».
Систематически проводя с детьми игры - занятия с дидактическими
игрушками, со строительным материалом, организуя совместную игровую деятельность с детьми вне занятий, к концу года я научила детей:
— действовать с предметами, ориентируясь на их величину и форму;
— познакомила с названиями геометрических фигур и форм (кубик, кирпичик, призма, цилиндр).
Свою работу я выстраиваю на основе личностно - ориентированной модели. В первой младшей задачи по формированию элементарных математических представлений более расширились:
— привлекать детей к формированию групп однородных предметов;
— учить различать количество предметов: «много» и «один», «много» и «мало»;
— привлекать детей к предметам контрастных размеров (большой домик -маленький домик);
— учить различать предметы по форме (кубик, шар).
При осуществлении этих задач я учитывала, что познавательные возможности детей 2-3 лет еще невелики, несовершенны. Формирование восприятия и представлений осуществляла с простыми по своим свойствам предметами ближайшего окружения. Это были предметы и дидактические игрушки, имеющие форму близкую к геометрической и почти совпадающую с ней, яркой окраски основного, "цвета несложного строения, довольно резко отличающиеся по величине. Игры подбирала таким образом, чтобы вначале дети могли посмотреть, потрогать, обследовать рукой, поупражняться в назывании воспринимаемых свойств объекта, затем уже воспринимать, устанавливать простейшие связи между двумя или несколькими предметами.
Работая с детьми я старалась усовершенствовать формы организации и методы обучения:
— сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы, объединять детей по подгруппам;
— обеспечить взаимосвязь занятия с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной);
— создать развивающую предметную среду;
— обеспечить максимальную двигательную активность детей на занятиях (физминутки);
— использовать на занятиях диалогическую форму общения.
Игры проводились в соответствии с возрастными возможностями детей, их индивидуальными способностями. В своей работе я опиралась на практический опыт детей. Малышам очень тяжело давались те или иные понятия. Дидактические игры я использовала для получения, закрепления и применения знаний, умений и навыков. Для этого я очень часто повторяла дидактические игры, постепенно усложняла их, изменяла варианты игры.
Так, обучая детей приемам сравнения предметов, в качестве дидактического материала я использовала разные предметы: шарфы, ленты, одежду кукол, туфельки детей. Все предметы, которые брали для сравнения были яркими, красивыми. Наиболее тяжело малышам давалось выделение сторон и распознавание пространственных отношений между предметами.
Поэтому, во время проведения дидактических игр типа: «Укладывание куклы» я просила не только выполнять действия, но правильно называть, а затем и показывать части тела нас себе.
В конце года я стала проводить дидактические игры - поручения. Их «давала» кукла, а дети уже самостоятельно показывали и приносили самую высокую елку или самый длинный брусок. Ознакомление со временем осуществлялось в повседневной жизни и уточнялось на занятиях. Я просила детей не просто называть части чуток, но и проговаривать словосочетания: «доброе утро», «добрый день», «добрый вечер», «спокойной ночи».
Работая по данной теме я накопила необходимый материал (раздаточный и демонстрационный, дидактические игры, модели геометрических фигур, предметы, различные по цвету, форме и величине). Большую помощь в работе оказывают занятия, проводимые в «Сенсорной комнате» или комнате психологической разгрузки.
Эта комната укомплектована мягким модульным конструктором «Радуга», с помощью которого отрабатываются понятия о цвете и форме. Также имеется дидактический «Осьминог», который также используется для отработки знаний о форме. Возможности сенсорной комнаты велики. Здесь имеются также раздаточный материал в достаточном количестве, карточки, кубики, счетный материал, модули форм, которые включают задачу на размещение в модуле с прорезями объемных фигур - вкладышей, доска Сегена. Большую помощь в формировании элементарных математических представлений у детей мне оказали психолог и логопед, которые регулярно брали детей на занятия в «сенсорную комнату».
Используя различные дидактические игры в работе с детьми я убедилась в том, что, играя дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания.