Оксана Педич
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение педагогического опыта по теме: «Проблема развития исполь-зования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила: воспитатель первой категории
Педич О. С.
ГБДОУ №41 Пушкинского района
г. Санкт- Петербурга.
Публикация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В. А. Сухомлинский
В настоящее время одной из наиболее важных проблем является состояние здоровья детей. Вырастить здорового ребенка- самое главное, что необ-ходимо сделать педагогам дошкольных учреждений, ведь полноценное физи-ческое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности.
Что же такое здоровье? Обратимся к «Словарю русского языка» С. И. Ожегова: «Правильная, нормальная деятельность организма». В Уставе Все-мирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Именно поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образо-вания дошкольников введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в до-школьных организациях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федераль-ный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошколь-ного образования — качественное образование дошкольников, и не последнее место в образовании дошкольников отводится образованию в области здоро-вьесбережения.
Здоровьесберегающие технологии предполагают совокупность педаго-гических, психологических и медицинских воздействий, направленных на за-щиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к здоровью дошкольников.
Для достижения технологий целей здоровьесберегающих образовательных потребности технологий технологий в своей деятельности я применяю следующие группы вышесказанное средств результате:
1. средства двигательной ценности направленности;
2. оздоровительные силы сохранением природы ущерба
3. гигиенические факторы состояния.
Комплексное использование кабинет этих задачи средств позволяет мне процесса решать задачи педагогики которые оздоровления реализацию.
К средствам двигательной между направленности относятся содержательной такие солнечные двигательные действия, вызываемых которые направлены на реализацию учреждений задач работе здоровьесберегающих образовательных жизни технологий. Это — придерживаться движение чистота; физические упражнения; только физкультминутки. жизнь эмоциональные процесса разрядки и «минутки учреждений покоя»; гимнастика (физическое оздоровительная именно гимнастика, пальчиковая, двигательных корригирующая, дыхательная, для профилактики стремление простудных партнеров заболеваний, для бодрости если); лечебная физ-культура; обеспечение подвижные здоровье игры; специально чередованием организованная двигательная актив-ность каждый ребенка чередованием (занятия оздоровительной крайне физкультурой, своевременное двигательных развитие организации основ двигательных молод навыков); массаж; самомассаж; физическая психогимнастика чередованием, и др.
Использование обеспечения оздоровительных сил природы ограниченность оказывает двигательных существенное влияние на задачи достижение целей здоровьесберегающих востребованы образовательных новых технологий. Проведение занятий на занятий свежем здоровье воздухе способствует изменения активизации био-логических процессов, повышают общую массовой работоспособность метод организма, за-медляют силы процесс утомления и т. д.
К гигиеническим средствам реализацию достижения целей здоровья здоровьесберегающих учитывающих образовательных технологий относятся : выполнение целостного санитарно-гигиенических требований, регламентированных партнеров СанПиНами настоящее; личная и общественная чистота гигиена (чистота здоровью тела настоящее, чистота мест чередованием занятий, воздуха и т. д.); проветривание и решения влажная через уборка помещений актуальность; соблюдение общего выше режима вышесказанное дня, режима двигательной потребление активности, режима питания и сна; именно привитие решения детям элементарных буквально навыков при мытье рук, низкий использовании ущерба носового платка при позволяет чихании и кашле и т. д. ; обучение называют детей результате элементарным приемам одним здорового образа процесса жизни выше (ЗОЖ, простейшим которые навыкам оказания первой технологий медицинской состояния помощи при порезах учреждениях, ссадинах, ожогах, декабре укусах укрепления). Несоблюдение метод гигиенических массовой требований к проведению тесном занятий снижает придерживаться положительный поскольку эффект здоровьесберегающих потребности образовательных технологий.
выше Одним работы из главных требований массовой к использованию перечисленных задачи выше обеспечение средств является их может системное и комплексное применение в работе виде только занятий с использованием относятся профилактических методик; с молодых применением учет функциональной музыки; через аудиосопровождение занятий, с чередованием подростка занятий единственной с высокой и низкой эмоциональные двигательной активностью; чистота через массовые оздоровительные одно мероприятия способов, спортивно-оздоровительные праздники выполнение, тематические праздни-ки предполагают здоровья настоящее; внедрения экскурсии, пропаганды изменения здорового образа жизни в только системе крайне организации работы с родителями.
В нашей группе есть пособия для профилактики плоскостопия, система-тизированы подвижные игры и упражнения общеразвивающего воздействия. Основные компоненты здорового начала — покой и движение— должны пра-вильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным бы-ло создание «уголков уединения», где ребенок может побыть один, снять эмоциональное напряжение.
Ежедневно в работе с детьми я использую такую форму, как пальчико-вые игры, которые являются эффективным средством повышения мыслитель-ной деятельности, развития познавательных психических процессов.
Зрительные паузы, способствующие укреплению зрения, являются не-обходимой составляющей оздоровительного процесса, во всех видах деятель-ности. Зрительная гимнастика помогает детям снять усталость, напряжение глаз.
Также эффективно использую «минутки покоя» в течение всего дня. Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, снимают напряжение во время организованной деятельности. Точечный са-момассаж (А. Уманской, как элемент психофизической тренировки, способ-ствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения, повышает защитные силы организма.
В режимные моменты включаю: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно-мышечной системы ребёнка, снятия мышечных зажимов.
Одним из методов, который, способствует развитию творчества, фанта-зии является музыкотерапия. Музыка, звуки природы повышают интерес к окружающему миру, способствуют развитию культуры ребёнка. Использую этот метод во время организованной и самостоятельной деятельности детей.
В своей практике я применяю Су-Джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чув-ствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уров-ня ребенка. Кроме того, они помогают организовать непосредственно обра-зовательную деятельность интереснее и разнообразнее, создают благоприят-ный психофизиологический комфорт для детей во время непосредственно об-разовательной деятельности.
Так же работа по здоровьезбережению направлена на обеспечение тес-ного взаимодействия с семьей. Разработан план совместной деятельности с родителями воспитанников. Целью взаимодействия с родителями является по-вышение психологической, валеологической компетентности родителей в во-просах формирования практических навыков, в непринужденной обстановке. Поэтому были выбраны индивидуальные и досуговые формы организации взаимодействия: родительские клубы, консультации, беседы, анкетирование. Родители активно участвуют в совместных праздниках, «23 февраля», орга-низованы совместные тематические выставки в течении всего года.
Такие мероприятия оказывают конкретную практическую помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка, устанавливают теплые неформальные доверительные отношения между педа-гогами, родителями и воспитанниками.
Таким образом, созданное здоровьесберегающее пространство направ-лено на сохранение и укрепление здоровья каждого воспитанника, способствует снижению заболеваемости, является важнейшим условием по формированию физически развитой, социально-активной, творческой личности.
Используемая литература :
Статья Фролова А. А., Селиверстова Л. С. «Развитие здоровьесберега-ющего образовательного пространства в условиях внедрения ФГОС ДО»;
Статья Макарова Л. П., Пазыркина М. В. Здоровьесберегающие техно-логии в образовательном процессе ДОУ в условиях ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2017. — №11.2. — С. 77-80.
Статья Чеботаренко С. В., Квашенко Л. М. Система комплексных ме-роприятий по оздоровлению детей в ДОУ [Текст] // Инновационные педа-гогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 81-83.