Глушкова Татьяна
Обобщение опыта по пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта по теме
«Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей
среднего возраста»
В свое время еще И. П. Павлов сказал:«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» И с этим нельзя не согласиться.
Актуальность работы по пластилинографии определяется прежде всего ролью развития мелкой моторики, ручной умелости у детей среднего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики- согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении движений, коррекции мелкой моторики пальцев. Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление; способствуют развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе.
Темочки:
Занимаясь пластилинографией, у ребёнка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребёнок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.
Учеными выявлена связь между активными движениями пальцев ребенка и формированием речевого аппарата. В случае если развитие двигательной активности рук отстает от нормального течения, то задерживается и речевое, мыслительное развитие.
В настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук. И в частности с развитием движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем, даст ему возможность, легко обучатся новому. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использование точных координированных движений руки и пальцев. (разнообразных бытовых и учебных действий).
Нормативные документы: ФГОС, образовательная программа, нацеливают на развитие всесторонне развитой личности. Преобразования, происходящие в дошкольном образовании в последнее время, предлагают педагогам множество инновационных методов и технологий развития детей.
Я сделала вывод, что наиболее перспективным методом для решения задачи по развитию мелкой моторики является пластилинография.
«Пластилинография» - это один из сравнительно недавнего проявления нового жанра в изобразительной деятельности. Большой вклад в разработке методик оказали Г. Н. Давыдова, И. А. Лыкова, И. Новикова, Т. Н. Дорохова, П. С. Швайко и др. Они предлагают не традиционные занятия пластилином, а более интересные, продуктивные, насыщенные, но не требующие дорогих материальных затрат.
Г. Н. Давыдова, Е. В. Данкевич считают, что «пластилинография» ускоряет развитие мелкой моторики – у ребенка развивается умелость рук, укрепляется их сила, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, а также способствуют развитию тактильного восприятия, внимания и усидчивости, наблюдательности и эмоциональной отзывчивости. В своей работе я опираюсь на представленных авторов, так как их позиции оказались наиболее близки к данной теме.
Ведущая педагогическая идея работы звучит так: «Детская поделка – это воплощение души маленького человека, его видения окружающего мира и еще одно, пусть небольшое достижение в жизни» Поэтому все занятия по пластилинографии я провожу в игровой форме, использую музыку, художественное слово, физминутки, пальчиковую гимнастику, сенсорные эталоны.
Чтобы моя деятельность была успешной, я определила цель и наметила комплекс задач, решение которых позволило познакомить детей с основными приемами пластилинографии, развивать ручную умелость, мелкую моторику.
Вся работа проходила в 3 этапа.
На первом этапе дети осваивали правильную постановку пальцев, приём отщипывания маленького кусочка пластилина от целого куска, учились скатывать шарик между двумя пальчиками, надавливать, вдавливать, размазывать подушечкой пальцев, работать на ограниченном пространстве. Многообразие предметных форм требует применения различных приёмов лепки. Раскатывание - кусочек, положенный между ладонями или на доску и прижатый ладонью, раскатывается прямолинейными движениями кистей рук, удлиняется и приобретает цилиндрическую форму. Скатывание - кусочек пластилина кругообразными движениями ладоней или пальцами скатывается в шарик. Оттягивание - слегка потянув щепоткой часть пластилина можно сформировать часть изображения. Заглаживание – требуется при изображении плоских и гладких поверхностей – выполняется кончиками пальцев. Сплющивание - наиболее применяемый приём - для этого шарик сдавливают до формы лепёшки. Небольшие углубления и изгибы поверхности передают вдавливанием - нажимом пальцев
На втором этапе мы научились не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин. Будто закрашивая рисунок, освоили приём вливания одного цвета в другой. Для большей выразительности работ использовали природный материал или другие вспомогательные предметы (бусинки, стразы, зубочистки, бисер). А самое главное, учились выполнять коллективные работы, действовать по словесному указанию воспитателя.
На третьем заключительном этапе дети учатся решать самостоятельно творческие задачи, самостоятельно выбирать рисунок для работы и формировать своё отношение к результатам своей же деятельности.
В своей работе я использовала традиционные методы и приемы: словесные (беседы, объяснения, художественное слово, наглядные (демонстрация, презентация слайдов, показ образцов, схем, иллюстраций, репродуктивные (получение детьми знаний и способов деятельности по образцу, практические (конкретные трудовые задания и упражнения, моделирование, проблемно-поисковые (самостоятельный творческий подход к делу).
Так как в дошкольном детстве ведущий вид деятельности – игра, поэтому основным приемом является игровой. Это обеспечивает динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяет потребность ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т. п.) К каждому занятию были подобраны- соответствующие игры с движением «Цветок», «Солнышко», «Дом», «Жук» и др., -пальчиковая гимнастика «Ягодка по ягодке», «Тук, тук, тук», «1, 2, 3, 4, 5» и др., -разминка для рук «Жираф», «Колесо», «Рыбки» и др.
Прошли интересные занятия по темам: «Быстрые ракеты», «Цветы», «Масленица», «Игрушки» и многие другие. Для решения поставленных задач, на занятиях максимально использовались все анализаторы ребенка: слуховой, зрительный, тактильный и т. д.
Наиболее удачным я считаю занятие, на котором дети сделали подарки мамам – божья коровка на ромашке. При изготовлении этой поделки дети закрепили технические приемы пластилинографии : отщипывание, сплющивание, надавливание и размазывание.
Была проведена предварительная работа. Она заключалась в проведении бесед, рассказывании стихов о маме. Мы рассматривали иллюстрации «Цветы», «Насекомые». Показывали этюд «Божья коровка» (упражнения для рук). Дети увлечённо работали, загорелись идеями подарка для мамы, им нравилось, что всё получается. И результат оказался замечательный.
Что бы дети видели, что результаты их труда значимы и интересны не только им, но и родителям, воспитателям, сотрудникам и гостям детского сада, в группе регулярно организую выставки детских работ, выполненных в технике пластилинографии на тему : «Ой, блины, блины!», «Новогодние игрушки», «Елочка», «Весёлый зоопарк», «Снегири» и др.
Для повышения эффективности работы я привлекаю и родителей. Взаимодействие с родителями создает атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. А чем лучше налажено общение между семьей и детским садом, тем большую поддержку получит ребенок.
Я использую разные формы работы с родителями: родительские собрания, консультации по вопросам развития мелкой моторики рук, мастер- классы на тему : «Обратная пластилинография», практикумы на тему: «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», беседы «Интересна ли пластилинография?», выставки детских работ.
Уровень участия родителей заметно вырос. Родители стали проявлять большой интерес, принимать активное участие в совместных мероприятиях, выполнять дома с детьми самостоятельно интересные работы и дарили их в группу. Благодаря этому были оформлены индивидуальные выставки детских работ в центре ИЗО. Например: выставка работ Кати Ш. на тему «Веселые игрушки»; Даши К. «Цветы».
Я считаю что, в воспитании ребенка нет и не может быть мелочей, и такая забавная и не серьезная, на первый взгляд, вещь, как пластилин, может при грамотном подходе сыграть немалую роль в том, чтобы малыши выросли всесторонне развитыми.
Чтобы скорректировать свою работу два раза в год провожу диагностику. Особое внимание уделяла оценке сформированности мелкой моторики, скоординированным движениям пальцев. В диагностическом исследовании я использовала: «Диагностика педагогического процесса» автор Верещагина Н. В. ; «Комплексная диагностика уровней освоения программы» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Г. С. Комаровой. А для проверки усвоения детьми навыков работы по пластилинографии использовала вот такую таблицу:
Ф. И ребенка
Технические навыки
Разви-тие мелкой моторики
Прояв-ление твор-чества в декоре
Появ-ление аккурат-ности и трудо-любия
размазывание
сплющивание
раскатывание
надавливание
отщипывание
Выбор цвета
Она очень удобна и дает возможность проследить усвоение детьми навыков работы по пластилинографии.
Результаты начальной и конечной диагностики показали, что уровень развития мелкой моторики, ручной умелости к концу года стал выше.
Анализируя результаты диагностики и проведенной работы, можно сделать такие выводы:
- дети овладели теоретическими знаниями и практическими навыками пластилинографии;
-свободно пользуются инструментами и материалами необходимыми для работы с пластилином;
-овладели разными техническими приемами и способами лепки;
-самостоятельно могут изготовить картинки в технике пластилинография и украсить природными и декоративными материалами;
-дети стали более самостоятельными, усидчивыми, овладели навыками совместной работы;
-дети могут понятно объяснить практические приемы и способы работы в технике пластилинография.
Свой опыт работы я предлагаю использовать как начинающим педагогам, так и стажистам, педагогам дополнительного образования, а так же родителям.
В работе над темой мне помогала следующая литература:
Давыдова Г. Н «Детский дизайн» - «Пластилинография» №1, №2, №3 Москва 2006 г.
Давыдова Г. Н «Пластилинография»№4 – «Аниматическая живоспись». Москва. 2007 г.
Занятие по ИЗО Комаровой Т. С.
Доронова Т. Н «Я учусь рисовать». (Пособие для детей 4 -5 лет)
Кома
Кашникова Е. В «Оригинальные техники изобразительной деятельности». (Занятие с детьми 5 – 7 лет).
Лебедева Г. А, Тихомирова О. Ю «Пластилиновая картина».
Лыкова И. А. «Лепка из пластилина».
Новикова И. «Работа с нетрадиционными материалами в детском саду» 2015 г.
Смирнова «Художественно – эстетическое развитие детей 5 – 6 лет «Пластилинография» ФГОС ДО
Швайко Г. С «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду» https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/avtomobil._doroga._peshehod_hromova.pptx.zip
https://nsportal.ru/sites/default/files/2012/3/sovety_svetoforchika.ppt
https://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=16
https://www.kinder.ru/search.asp?id=4268
https://минобрнауки. рф/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/4962
https://www.dddgazeta.ru/
https://www.tvoyrebenok.ru/pdd.shtml