Садикова Оксана
Обобщение опыта использования пластилинографии в проектной познавательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Тренированность рук в дальнейшем даст возможность ребёнку легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Поэтому в каждый познавательный проект я включаю художественную деятельность: рисование, аппликацию и лепку. Особенное место занимает лепка. Процесс лепки из пластилина очень увлекательный. Но пластилином можно еще и рисовать. Методика особенная и очень интересная, ведь в ней активно работают пальцы рук. Ребенок может ощущать материал, который использует, разминать пальчиками, чтобы придать ему желаемые формы. В итоге получается объемное изображение с разными по форме элементами. Своего рода трехмерная картина, когда на рисунок можно не просто посмотреть, но и потрогать, ощутить неровности и очертания фигур.
Пластилинография дарит радость, позволяет развивать фантазию и воображение. Кроме этого благотворно влияет на физическое развитие малыша: происходит развитие координации – дети учатся согласовывать движения рук, глаз, начинают понимать разницу в степени давления на материал, улучшается тактильное восприятие, прививается усидчивость и самостоятельность, развивается фантазия, работает воображение. Рисование пластилином помогает восполнить и познавательную потребность детей.
Для создания работ в технике пластилинографии используют:
1. Размазывание – пластилин по основе размазывают. Он прилипает тонким слоем, создает качественное цветное покрытие. Метод под силу даже самым маленьким художникам.
2. Раскатывание – массу сначала раскатывают в виде цилиндра или шарика, а потом приклеивают к основе путем надавливания. Более сложная методика по сравнению с размазыванием. Но она стимулирует мелкую моторику, так как требует определенных мышечных усилий.
3. Вытягивание и сплющивание – методы помогают добавить картине четкие линии, сплошные фигуры. Сначала из мягкой массы создают элемент желаемой формы, который крепят к листу бумаги или основанию из другого материала. Для выполнения таких изображений необходимы навыки. Техника подойдет для старших детей, которые чувствуют форму и способны уже создавать хотя бы простейшие фигурки.
Можно работать в одной или использовать сразу несколько техник нанесения пластилина. Это дает возможность создавать разные фактуры, делать нестандартные изображения. Дети с удовольствием развивают свои творческие навыки и радуют окружающих новыми картинами.
В своей подготовительной группе, как пример, я использовала пластилинографию в работе над познавательно-исследовательским, творческим проектом «Сова».
Для углубления и закрепления знаний мы «вили гнездо». Для основы использовали крышки от пластиковых контейнеров.
Первый этап работы : мы подготовили наши глаза:
Глазная гимнастика Сова:
Удивляется луна (широко открывают глаза, поднимают брови)
Засветились два окна (взор переводят влево, затем вправо)
А за ними два крыла (моргают)
Показались из дупла (перемещают взор по диагонали)
Тихо вылетела птица, ночью ей в дупле не спится (закрывают глаза) (повторить 3-4 раза).
Второй этап: мы подготовили рабочие места: крышки-основы и несколько оттенков зеленого пластилина. Методом отщипывания от куска пластилина и размазывания создали фон работы.
После этого дали пальчикам отдохнуть:
Третий этап: Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птичка дом себе вила (пальцы складывают «домиком»)
В домик веточку несла (каждый пальчик удаляется от пальчика - запястье не отводить)
Там, где курочка гуляла, три пушиночки нашла. (пальчиками ходят по столу)
Хлев овечий обошла, две соломинки нашла. (пальчики стучат по столу)
Получился дом отличный (пальцы складывают в «домик»)
Можно отложить яички. (каждый палец постукивает о другой (в сложенном «домике») (повторить 3-4 раза)
Четвёртый этап: раскатыванием, вытягиванием и сплющиванием коричневого и чёрного пластилина сделали веточки и уложили их в форме гнезда по кругу.
Пятый этап: скатали из белого пластилина яйца и прикрепили в гнезде.
Шестой этап: желающие дети работали стекой, усложняя текстуру фона
Заключением стало рассматривание работ, высказывание мнений о сложности этапов работы и оформление выставки.
Одним из несомненных достоинств пластилинографии является возможность интеграции во все области знаний, различные образовательные сферы (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.) .
Пластилинография помогает ребенку развивать фантазию, выражать свои эмоции, создавать сказочный мир, развивать и закреплять знания.