Светлана
Обобщение опыта «Использование современных технологий в целях развития речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Обобщение опыта:
«Использование современных технологий в целях развития речи у детей дошкольного возраста»
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 42» г. Пскова
Петрова Светлана Алексеевна
Организация речевого развития детей в дошкольном образовательном учреждении в современных условиях предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Я думаю, более точно это подтверждается словами Джона Дьюи: «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Образовательные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Образовательные технологии
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Педагогу необходимо побуждать детей к речевой деятельности, а также важно стимулировать речевую активность не только на занятиях, но и в процессе свободного общения. Занимаясь с детьми, мы пришли к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в педагогике современные приемы и методы, которые способствуют совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников. А это значит: опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.
Выбирая педагогические технологии для развития речи детей дошкольного возраста, важно, чтобы технология была не только адекватна возрастным возможностям детей, но и обеспечивала гарантированный результат развития речи в разных формах работы,развитие коммуникативных умений детей.
В дошкольном возрасте первостепенное значение имеют наглядные методы и приемы обучения, что связано с преобладанием у малышей наглядно-образного и наглядно-действенного типов мышления. Для малышей в группе создается особое пространство для речевого, игрового и сенсорного развития в соответствии их возраста. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Предлагаю вашему вниманию обзор современных технологий, применяемых в моей педагогической практике в работе с дошкольниками для развития речи.
Самыми важными считаю здоровьесберегающие технологии, они всегда стоят на первом месте и актуальны во все времена. Что же новенького на слуху за последние годы в этом направлении?
Здоровьесберегающие технологии.
Биоэнергопластика.
Это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кистей рук. Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности и речи детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Руки ребёнка подключаются только при полном освоении артикуляционного упражнения и выполнении его без ошибок. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение.
Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает моторные возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов. Синхронизация работы над речевой и мелкой моторикой позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Это особенно важно, так как в реальной жизни дети не видят свою артикуляцию.
Для большего эффекта, привлечения внимания и увеличения заинтересованности детей на руки можно одеть «Волшебные перчатки», изготовленные в виде забавных героев. Изготовленные мною для упражнений биоэнергопластики «Волшебные перчатки», по желанию детей вышли за пределы своего предназначения. Дети с удовольствием надевают на руку перчатку и оживляют ее с помощью, выбранного ими героя, ищут интонационные средства выразительности для создания игрового образа. «Волшебные перчатки» веселят и обучают; обогащают и активизируют словарь, провоцируют детей на ведение диалогов, совершенствуют монологическую речь, развивают творческие способности, эмоциональную сферу дошкольников, помогают обрести уверенность в умении мыслить и фантазировать, лучше управлять движениями собственных пальцев.
(Показ: изготовленные чудо-перчатки)
Кинезиология
«Гимнастика для мозга» — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы головного мозга. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают зрительно-моторную координацию, формируют пространственную ориентировку, совершенствуют регулирующую и координирующую роль нервной системы.
Используются фронтально, в подгруппе, индивидуально в образовательной деятельности, в коррекционно-развивающих занятиях, в режимных моментах, в свободной деятельности ребенка. Проводятся в доброжелательной обстановке.
В нашей группе имеется картотека кинезиологических упражнений, которые используются мною ежедневно при проведении утренней зарядки. Дети охотно и позитивно выполняют эти упражнения совместно с воспитателем.
(Показ: «Картотека кинезиологических упражнений», пример выполнения упражнения «Симметричные рисунки»)
Игровые технологии.
Наиболее благоприятное речевое развитие в дошкольном детстве происходит в игре, игровых действиях.
Игровые технологии – это система методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Цель игровых технологий в развитии связной речи – «разговорить» детей, насытить познавательной информацией, развить психологические процессы растущего дошкольника, дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать доброжелательностью, умением осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрять любую выдумку и фантазию ребёнка. Только при этих условиях игра будет полезна для развития речи дошкольника и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым.
Использование игровых технологий помогает организовывать работу интереснее и разнообразнее, помогает поддерживать интерес детей на протяжении всего обучения, у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.
Все игры универсальны их разнообразие и наполнение содержанием зависит только от нашей фантазии и желания работать с детьми весело и интересно.
В своей практической деятельности я применяю следующие игры для развития речи:
-Подвижные игры с текстами.
-Народные и хороводные игры.
-Настольно-печатные и дидактические игры.
-Игры-драматизации.
-Игры-манипуляции.
-Сюжетные пальчиковые упражнения.
-Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
-Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
-Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
- Шнуровки, мозаики, вкладыши, пазлы, лабиринты.
- Игры с прищепками, бусами, с пересыпанием (крупа, песок, с водой.
Недостаточный уровень мотивации к образовательной деятельности у дошкольников – проблема, с которой рано или поздно сталкивается каждый специалист ДОУ.
Необходимо способствовать «выращиванию» детской речевой инициативы, а именно: обращению ребенка к взрослому с вопросом. Этому способствует введение сюрпризного момента – вхождение героя, возникновение проблемной ситуации, предложение подумать самим, поиск разных вариантов и т. д. Создавая игровые проблемные ситуации важно дать детям возможность самостоятельно подумать, выдвинуть собственные предложения по данной проблемной ситуации, детские вопросы важны, чтобы у детей в следующий раз было желание их задавать, проявлять свою речевую активность, творчество.
(Показ: игра с прищепками, с вырезанными дырочками для пальцев, картотека игр с текстом, практический пример подвижной русской народной игры с текстом «Заинька», практический пример игры с проблемной ситуацией "Животные хотят домой")
Развитие связной речи детей методом моделирования (Мнемотехника).
Мнемотехника – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
Наши дети с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное внимание, заученное наизусть быстро забывают. Им требуется для прочного запоминания многократное повторение стихов, песен и другого речевого материала К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Мнемотаблицы используют для:
- обогащения словарного запаса,
- при обучении составлению рассказов,
- при пересказах художественной литературы,
- при заучивании стихов.
Как любая методика, работа по мнемотехнике строится от простого к сложному.
В начале необходимо использовать простейшие мнемоквадраты, мнемодорожки, в которых изображены 3 – 4 схематичных рисунка, затем постепенно можно вводить мнемотаблицы.
Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. А для старших дошкольников - чёрно-белые. Старшие дошкольники могут сами участвовать в их рисовании и раскрашивании.
В нашей группе имеется многочисленный набор мнемодорожек и мнемотаблиц для работы с детьми разного дошкольного возраста, который постоянно пополняется. Мы пользуемся готовыми разработанными схемами, но изменяем и совершенствуем их по-своему, изготавливаем схемы сами. Используя этот эффективный метод, мы получаем ощутимый эффект в работе с детьми по обучению связной речи.
(Показ: мнемодорожки, схемы, практический пример заучивания скороговорки)
Информационно-коммуникационные технологии.
В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества без ИКТ. Сегодня ИКТ начинают занимать свою нишу и в воспитательно-образовательном пространстве ДОУ.
Это позволяет:
- предъявлять информацию на экране монитора в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
- ярко, образно, в доступной дошкольникам форме преподнести новый материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
- привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией;
- поощрять детей при решении проблемной задачи, используя возможности учебной программы, что является стимулом для развития их познавательной активности;
-развивать у дошкольников исследовательское поведение;
- расширять творческие возможности самого педагога, так как позволяет самому использовать интернет ресурсы для создания тематических презентаций, картотек, систематизации материала.
ИКТ позволяют сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводят к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы обучения.
Я постоянно пополняю свой созданный банк видео, куда входят:
-видео и презентации для детей по лексическим темам;
- музыкальные физминутки, упражнения для глаз, артикуляционная и пальчиковая гимнастики;
- мультфильмы;
- детские потешки, песенки.
(Показ: отрывки из видео по теме «Посуда», физминутка «Зайка серенький сидит», практический пример создания проблемной ситуации с использованием «гифки» и озвучивания, картотека подобранных и созданных видео для детей)
Ковролинограф.
Универсальное средство речевого и познавательного развития и, естественно, обогащения словарного запаса детей.
Красочный раздаточный и наглядный материал эстетичен и привлекает внимание детей. Мобильность деталей ковралинографа позволяет создать сюрпризный момент, а подача материала в игровой форме сказочного сюжета стимулирует детей на выполнение задания, кроме того, детям очень нравится манипулировать деталями, а это еще один плюс в коррекционной работе - развивает моторику, умение ориентироваться.
Приведу несколько примеров игр, в которые мы играем на ковралинографе.
*«Парад – алле»:
Педагог выдаёт карточки с изображением акробатов. Под звуки марша они выходят друг за другом на арену и поют свои песенки без слов. Арлекин тянет: «А-а-а», Орлекин – «О-о-о», Урлекин – «У-у-у», Ырлекин – «Ы-ы-ы», Эрлекин – «Э-э-э».
* «Тук – тук».
На ковралинографе разноцветные домики (квадраты, под которыми спрятаны персонажи): - «Хотите узнать, кто в домиках живет?»
Задание: Постучаться в домик, говоря при этом: «Тук – тук». Спросить «Кто в домике живет?». В ответ на прозвучавший вопрос, убрать квадрат и назвать жителя домика, какие звуки он издаёт.
«Маленькое слово»:
Дать понятие о значении предлога «НА» в речи, закрепление понятий цвет, размер.
Педагог создаёт проблемную ситуацию на ковралинографе с целью объяснить детям важность «маленьких слов».
- Помести красный маленький круг на синий квадрат.
- Помести зелёный большой круг… жёлтый квадрат. Почему ты не выполнил задание?
- Я пропустила маленькое, но важное слово. Какое слово я потеряла?
С помощью ковралинографа можно подвести ребенка к пониманию вначале простого сюжета картины, а потом и более сложного. Малышу легче понять сюжет, который на его глазах и создается. При индивидуальной работе с использованием ковралинографа внимание ребенка легче сосредоточить на картине, проще приспособить содержание речи взрослого к уровню речевого развития ребенка и его индивидуальным особенностям. Но самое главное, в этом случае у малыша появляется больше возможности самостоятельно действовать с картиной. Ковралинограф позволяет использовать при восприятии сюжетной картины двигательный анализатор, т. е. прибегать к приему, наиболее активизирующему речевую деятельность детей.
(Показ: ковролинограф, покупные наборы фетровых атрибутов, изготовленные самостоятельно атрибуты, набор покупных липучек, специальные картинки для ковролинографа из интернета, практический пример «Составь предложение»)
Технология «ТРИЗ-РТВ».
Технология теории решения изобретательских задач (ТРИЗ, созданная Генрихом Сауловичем Альтшулером адаптированная к дошкольному детству является одной из современных и популярных педагогических технологий.
Применение в практической деятельности методов и приёмов ТРИЗ позволяет наилучшим образом решать проблемы речевого развития. При этом у детей формируется умение работать по моделям, которые позволяют организовывать их собственную речевую деятельность творческого характера.
ТРИЗ помогает отойти от старой схемы обучения: слушай – запоминай – отвечай, позволяет детям добывать знания самостоятельно посредством творческой поисковой деятельности.
Применение методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми, имеющими речевые нарушения не только возможно, но и помогает в решении речевых задач; способствует более лёгкому усвоению программного материала и систематизации знаний.
Занятия и игры можно планировать в свободное время, во вторую половину дня, на прогулке, в индивидуальной работе. Технология ТРИЗ тем и хороша, что можно применять в работе только её элементы. Принцип проведения – от простого к сложному.
Задания могут варьироваться в зависимости от этапа работы, коррекционной задачи, контингента и возраста детей.
Дидактические игры с элементами ТРИЗ:
«Перевирание сказки».
Работа со сказкой на уровне подсистемы, последовательно изменяя один из подсистемных элементов.
Например: «Жили – была девочка, звали её Желтая шапочка».
Дети: «Не жёлтая, а Красная!» и т. д.
«Умные кубики» - увлекательная игра, в которую могут играть дети от 2 до 7 лет, в зависимости от вариантов игры. Расширять словарный запас, грамматически правильную речь. Развивать память, внимание, речь.
Сделано из старых кубиков, обклеенных цветными картинками, подобранными по теме.
В младшем дошкольном возрасте в работе над развитием умений анализировать и обобщать понятия можно использовать модель «системный лифт» («урезанный» вариант «Системного оператора» - горизонтальная и вертикальная трехэкранка) для анализа объектов неживой природы из ближайшего окружения детей (мебель, транспорт, одежда) и объектов живой природы (птицы, домашние и дикие животные.) Для демонстрации детям младшего возраста можно использовать, например, паровозик с вагонами.
Если привести примеры работы системного оператора в детском саду, то получится примерно следующее:
• Система. Кошка.
• Подсистема. Лапки, ушки, усики, нос, пушистый хвост, смешная мордочка и т. д.
• Надсистема. Домашние животные.
Эффективным методом совершенствования лексико-грамматической стороны речи считаем использование в работе кругов Луллия (создатель Раймунд Луллий – философ и алхимик 14 века) - универсальное пособие, которое можно использовать во всех областях образовательной деятельности, в том числе в речевом развитии.
Пособие представляет собой несколько кругов разного диаметра (от 2 до 4, разделенных на одинаковое количество секторов (от 4 до 8, нанизанных на общий стержень и стрелки. Свободное вращение всех частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определённые сектора на каждом из кругов.
Данные пособия по методу колец Луллия многофункциональны, мы используем их при изучении лексических тем на подгрупповых и индивидуальных занятиях, в самостоятельной деятельности детей. Ребята с удовольствием выполняют задания на данном пособии.
В практической работе с детьми нами используется много разных игр, основанных на методе кругов Луллия. Пример некоторых из них:
«Скажи наоборот» - подбор слов с противоположным значением
«Чей детёныш?» - образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов –онок-, -енок.
«Какой? Какая? Какое? Какие?» - согласование существительных с прилагательными в роде и числе.
«Кто как передвигается?» - подбор глаголов к существительным (выбирают схему слова-действия, называют слово-действие, подбирают животное, которое совершает это действие. Составляют двухсловное предложение.)
«Сосчитай-ка» - согласование числительных с существительными в роде, числе (ребёнок подбирает соответствующее количество предметов, пересчитывая: одна чашка, две чашки и т. д.)
«Кто где живёт (лежит)» - составление предложения с обстоятельством места с предлогом В.
Практика показывает, что работа по развитию речи с помощью упражнений с кругами Луллия эффективна, так как дети во время выполнения заданий деятельны и активны они учатся изменять текст сказки в зависимости от введения новых объектов и обстоятельств.
Элементы технологии ТРИЗ содержат в себе значительный потенциал, позволяющий качественно изменить процесс речевого развития детей дошкольного возраста.
(Показ: «Умные кубики», атрибуты «Хорошо – плохо», «Круги Луллия», «Системный оператор», практический пример игры на составление словосочетаний и предложений с использованием «Умных кубиков» и «Кругов Луллия», фото.)
Лэпбук
Интересным современным, развивающим пособием для детей является лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» Лэпбук - дидактическое пособие, обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного.
Лэпбук используется в индивидуальных, подгрупповых занятиях и в свободной деятельности детей. В любое удобное время дети просто открывают лэпбук и с радостью повторяют пройденное. Дети нашей группы называют лэпбук «Домиком» и обычно обьединяются по несколько человек для совместных занятий с этой интерактивной книгой. Кто-то берет на себя роль педагога, деткам нравится «учить» своих сверстников.
(Показ: Лэпбуки «Речевичок» и «Город загадок», практические примеры выполнения заданий и использования материала из лепбуков, фото.)
Синквейн
– новая технология в развитии речи дошкольников. Стихотворение без рифмы из пяти строк.
Правила составления синквейна:
- Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.
- Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему, идею темы.
- Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.
- Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.
- Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается детьми как увлекательная игра.
Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий, расширении словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова.
Благодаря технологии синквейна изученный материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; отрабатываются знания о частях речи, о предложении; дети учатся соблюдать интонацию; значительно активизируется словарный запас; совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; активизируется и развивается мыслительная деятельность; совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; дети учатся определять грамматическую основу предложений.
Для того чтобы правильно составить синквейн необходимо:
-иметь достаточный словарный запас в рамках темы
-владеть обобщением
-понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак
-научиться правильно, понимать и задавать вопросы
-согласовывать слова в предложении
-правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Работа по созданию речевой базы для составления синквейна не противоречит программе Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с общим недоразвитием речи и служит средством оптимизации учебного процесса. Рекомендуется с 5-летнего возраста.
Могут быть использованы такие варианты работы как:
-составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
-коррекция и совершенствование готового синквейна;
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить);
-полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов:
-облегчает процесс усвоения понятий и их содержания
-учит коротко, но точно выражать свои мысли
-способствует расширению и актуализации словарного запаса.
(Показ: схема синквейна, примеры готовых синквейнов, практический пример составления синквейна на заданную тему)
Инновационные образовательные технологии в ДОУ:
-привносят в коррекционную работу дух времени, новые способы взаимодействия педагога и ребенка, ориентированные на личность ребенка, на развитие его способностей;
-оптимизируют процесс коррекции речи детей, помогают повысить результативность логопедического воздействия;
-служат для создания благоприятного эмоционального фона;
-способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций, оздоровлению всего организма.
Задача всех педагогов состоит в том, чтобы создать условия каждому ребенку для практического овладения разговорной речью, выбрать такие оптимальные технологии, методы и приемы обучения, которые позволили бы ему проявить свою речевую активность.