Бердинских Ольга
Обобщение опыта «Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментирования«
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, через экспериментирование»
Актуальность: Детская познавательно-исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей
Публикация «Обобщение опыта „Развитие познавательной активности у дошкольников посредством экспериментирования„» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» май 2022
Цель моей работы - развитие познавательной активности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению детей дошкольного возраста, через включение в процесс экспериментирования по экологическому воспитанию в повседневной и в непосредственно-образовательной деятельности.
экспериментирование»
Задачи:
1. Расширить представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей
2. Подобрать познавательный, игровой материал в содержание, который вызовет заинтересованность и познавательную активность детей, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
3. Способствовать участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
4. Формировать основы целостного мировидения у детей через детское экспериментирование.
5. Способствовать развитию познавательной активности, наблюдательности, любознательности, стремление к самостоятельному познанию и размышлению, развитие умственных способностей и речи.
6. Развивать элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Ожидаемые результаты:
- ребенок усваивает достаточно сложные экологические знания;
- у ребенка формируется интерес к экологическим знаниям.
- ребенок учится самостоятельно пользоваться материалом.
- развивается мускулатура пальцев.
- развивается активность, самостоятельность мышления, творческие начала, формируется детская индивидуальность.
- ребенок умеет высказывать свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирать способ решения познавательной задачи.
- ребенок умеет сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения.
- ребенок испытывает радость, удивление и даже восторг от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у него чувство удовлетворения от проделанной работы.
Применения метода экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента :
дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;
идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;
происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов различными действиями, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребенка. Когда он попробует сам проделать опыт, то запомнит его надолго. А сколько эмоций!
Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности, когда ребенок начинает осознавать свое место в природе, то, что он является неотъемлемой частью природы. Важно вовлекать ребенка в экспериментальную работу – проведение простейших опытов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами.
В своей работе использовала следующие методы при проведении опытов и экспериментов :
Наблюдение – относится к наглядным методам и является одним из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в практической деятельности мы использовали наблюдения разного вида:
– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;
– за изменением и преобразованием объектов.
Игровой метод - предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.
Элементарный опыт – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.
Также я пользовала различные формы работы с детьми:
– фронтальные;
– групповые;
– индивидуальные.
План проведения эксперимента :
1. постановка проблемы;
2. поиск путей решения проблемы;
3. проведение наблюдения;
4. обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Успешное проведение опытов заключается :
в характере решаемых задач: они неизвестны только детям.
в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения.
в такой работе используется обычное бытовое и игровое оборудование (одноразовая посуда, целлофановые пакеты и т. д.). Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.
Оборудование в группе: бумажные салфетки, фартуки, мешочки, сито, лупа, мельница, пластиковые стаканы, лупа, мельница, деревянные бруски, металлические гайки, чашки, магниты, мешочки, трубочки, колбы для воды, мыльные пузыри, воздушные шарики, разная крупа, пуговицы, краска, резиновые перчатки, очки, прищепки, камни, семена, шишки, губки, линейки, кристаллический песок, искусственный снег, компас, микроскоп
Провела опытно-экспериментальную работу по формированию познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности и выяснила, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимают проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это свидетельствовало о необходимости целенаправленной педагогической работы по развитию познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
В процессе работы я выяснила, что детское экспериментирование в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, увеличения объема знаний, умений и навыков
Вывод:Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию как средству познавательного развития дошкольников позволила качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы.