Татьяна Колесниченко
Опыт работы «Формирование представлений у младших дошкольников о безопасном поведении на улицах города»
▼ Скачать +Заказ
Методы и приёмы формирования у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя)
Детский дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и большим количеством попыток детей узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздействие, как самих родителей, так и воспитателей нередко является причиной детского травматизма.
Очень важно, каждого ребёнка подготовить к встрече с различными сложными и опасными
Публикация «Опыт работы „Формирование представлений у младших дошкольников о безопасном поведении на улицах города“» размещена в разделах
жизненными ситуациями, стимулировать развитие его самостоятельности и ответственности.
Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольников младшего возраста
осуществляю в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций в помещении и на участке,
а также воспитание навыков безопасного поведения у самих дошкольников.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста использую следующие методы
формирования навыков безопасного поведения :
- словесные (рассказ, беседа, чтение, вопросы к детям,
- наглядные (показ, демонстрация, рассматривание иллюстраций, плакатов, книг,
- практические (выполнение творческих работ, настольные и подвижные игры, упражнения).
В работе с детьми по формированию навыков безопасного поведения необходимо избегать
излишнего запугивания детей, вселяя уверенность в том, что в большей безопасности находится
всегда тот, кто предупрежден и если соблюдать правила личной безопасности, то неприятностей
непременно можно избежать.
В случае регулирования поведения детей путём прямого запрета, использую объяснение
причины запрета и рассказываю о возможных последствиях несоблюдения правил безопасного
поведения. Прямой запрет необходимо использовать минимально, т. к. лучший урок безопасного
поведения для дошкольников это пример окружающих ребёнка взрослых.
Именно поэтому работа в группе по формированию основ безопасного поведения строится с
учётом взаимодействия с кругом близких людей воспитанников. Работа даёт положительные
результаты когда привлекаются родители детей и требования к соблюдению правил безопасности
едины.
Работа с родителями проводится в следующих формах :
- анкетирование, тестирование, опрос;
- тематические родительские собрания, беседы;
- просветительская работа (папки передвижки, памятки, консультации);
- выставки детских и совместных с родителями работ;
- рекомендация видеофильмов и мультфильмов;
- совместное пополнение предметно - развивающей среды
- информация на сайте ДОУ
Наглядные методы в группе младшего дошкольного возраста
Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов, наглядных пособий - метод позволяющий
вызывать и поддерживать у детей устойчивый интерес к обсуждаемой теме. Показ
иллюстрационного материала сопровождается развёрнутыми комментариями, проговариванием
взрослым собственных действий вслух с уточнением возможных скрытых опасностей, которых
следует избегать при взаимодействии с конкретным предметом или объектом.
Просмотр обучающих мультфильмов - это метод наиболее привлекателен для детей,
рекомендую его родителям. Советую использовать мультфильмы, созданные в советский период
(«Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», и др., т. к. они обладают большим
дидактическим потенциалом и воспитательной ценностью, а так же современные мультфильмы с
последующим обсуждением с ребёнком увиденного (например «Стасик и его друзья», «Смешарики.
Азбука безопасности», «Аркадий Паровозов спешит на помощь», раскрывающие темы, связанные с
обеспечением безопасности жизнедеятельности детей дома, на улицах города и на природе.
В группе младшего дошкольного возраста воспитатель сам ведёт ролевые диалоги с куклой,
демонстрирующие или поясняющие способы поведения в различных проблемных ситуациях.
Обсуждаемые на примере персонажа сюжеты, не несут личностной эмоциональной окраски и
воспринимаются большинством детей достаточно адекватно. Последующее напоминание о
разыгранных ситуациях и о способах разрешения проблемных ситуаций, позволяет предупредить
нежелательное поведение ребёнка.
Беседы, обсуждение
На заданную тему (безопасность жизнедеятельности на дороге, в быту, на улице и другие)
проводятся беседа со всей группой или с подгруппой детей, с последующей рефлексией, ответами
детей на вопросы то теме.
Практические методы
Игровые упражнения и игры являются действенным средством для уточнения и
закрепления представлений младших дошкольников об основах безопасности жизнедеятельности.
Настольные (настенные) игры «Собери светофор», «Помогу Маше и Васе перейти дорогу»,
игровой макет улицы и творческие задания («Закрась светофор», «Сделаем переход для куклы
Маши» и др.) позволяют закрепить полученные знания о безопасном поведении на дороге, развивают
мелкую моторику рук, память и внимание.
В группе созданы условия для возникновения и развития активной игровой деятельности
детей на темы «Дом. Семья», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин», «Путешествие на
транспорте». Возможно разыграть и другие ситуации, связанные с соблюдением норм и правил
безопасного поведения или внести в сюжетно - ролевую игру образовательный момент.
Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Водители автобуса», «Поезд», «Мы водители»
также позволяют закрепить полученные знания и умение своевременно реагировать на сигнал
светофора.
При формировании у детей младшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения в
моём опыте активно используется музыкальная деятельность: прослушивание песен, пение.
Используются песни для закрепления знаний правил дорожного движения («Разрешается -
Запрещается», «Светофор» и др.). Музыкальная деятельность позволяет легко и ненавязчиво, с
положительным настроем преподнести детям правила поведения, сформировать навыки безопасного
поведения.