Шульга Ольга
Игры для создания настроения
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для создания настроения
Дети постоянно учатся, узнают новое, ежедневно получают новый опыт и новую информацию. Большая часть может быть захватывающей и интересной, однако, часть нового опыта и информации может оказаться непростой и действовать угнетающе. И тут на помощь придет неотъемлемая часть счастливого детства – игра. Благодаря играм ребенок развивается, учится понимать и выражать свои эмоции, свои надежды и желания, справляться со стрессом и преодолевать трудности. Интересные игры снимают напряжение, поднимают настроение, дарят радость, делают жизнь детей более полной, активной и насыщенной.
«Замри»
Цель: снять физическое и эмоциональное напряжение, учиться осознавать процессы в теле, а также понимать разные темп, ритм и энергию.
Правила игры: дети выбирают себе образ какого-то животного и двигаются в его темпе, а потом замирают по команде ведущего. Можно повторить несколько раз.
Инструкция для детей: «Подумайте о животных, которых вы знаете, и выберите одного медленного (например, улитка, черепаха, одного побыстрее (например, курица, коза, одного быстрого (например, верблюд, слон, лошадь) и одного очень быстрого (например, леопард, заяц, собака). Выбрали? Начинаем спокойно двигаться по комнате в любом направлении. Дышите спокойно во время движения. Теперь я буду просить вас двигаться с разной скоростью, как разные животные, и вы должны или ускоряться, или замедляться в зависимости от моих указаний. Сначала двигайтесь, как самое медленное животное, теперь чуть более быстрое… Не забывайте дышать спокойно и оставайтесь расслабленными. Не замедляйтесь, не ускоряйтесь, удерживайте ритм дыхания. Двигайтесь во всех направлениях. Теперь ускоряйтесь, как быстрое животное, но не забывайте спокойно дышать, оставаться расслабленными. Теперь двигайтесь, как самое быстрое животное. А сейчас замрите! Повторим? Вам понравилось? (Когда все усядутся на свои места) Было сложно или просто? Почему?»
Поиск «клада»
Ведущий берет какую-то маленькую вещь и прячет ее в комнате. Все игроки, кроме одного, должны знать, куда он спрятал этот предмет. Смысл игры – один из ребят находится в неведении относительно местонахождения предмета. Его задача – отыскать эту вещь.
Когда он приступает к поискам, ведущий и остальные игроки начинают намеками и подсказками говорить ему, где находится предмет. Ищущий по ходу поисков обязательно проявит какие-то эмоции, например нетерпение, радость, обиду и т. д. Задача ведущего – следить за этими эмоциями, а потом оценить по балльной системе. Чем меньше эмоций проявил игрок, тем больше баллов он получит. И, соответственно, наоборот, чем более эмоционален был играющий, тем меньше баллов он получает.
Чтобы у игрока было больше поводов проявить свои эмоции, можно сначала намеками отправить его в поиск в одном направлении, а когда поиск затянется – дать ему понять, что направление выбрано неверно. Соответственно, игрок рано или поздно проявит раздражение, злость или обиду на тех, кто так долго «водит его за нос». Это и будет своеобразной проверкой его умения сдерживать свои эмоции.
Такую «проверку» должен пройти каждый игрок. Разумеется, предмет, который следует найти, нужно каждый раз прятать в разные места. Игра продвигается точно таким же образом: один ищет спрятанный предмет, а другие дают ему направления. Каждый в результате игры набирает определенное количество очков. В конце игры подводятся итоги. Победителем становится тот, у кого очков больше.
«Если нравится тебе, то делай так!»
Дети стоят в кругу, кто-нибудь из них показывает любое движение, произнося при этом первые слова песенки «Если нравится тебе, то делай так…», остальные дети повторяют движение, продолжая песенку: «Если нравится тебе, то и другим ты покажи, если нравится тебе, то делай так…». Затем свое движение показывает следующий ребенок, и так до тех пор, пока не завершится круг.
«Я бросаю тебе мяч»
Для разрядки и поднятия настроения можно предложить игру с мячом. В кругу все будут перебрасывать друг другу мяч, называя по имени того, кому бросают, и произнося слова: «Я бросаю тебе цветок (конфету, слона и т. д.)». Тот, кому бросили мяч, должен достойно ответить.
«Испорченный телефон»
Участники по очереди передают друг другу пословицы, которые ведущий назвал на ухо сидящим с двух концов. Затем каждый из них сообщает пословицу, поговорку, считалку, слова песни которая передана ему с другого конца.
Игра «Твое имя»
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет свое полное имя. Задача других – назвать, передавая мячик по кругу, как можно больше вариантов его имени (например, Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка, Екатерина). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, что чувствовали, когда слышали свое имя.
"Забавные рисунки"
Игра предназначена для детей дошкольного возраста и тренирует память на названия предметов. На пяти листах бумаги нужно нарисовать забавные несуществующие предметы - фрукты, овощи, животных и т. п. Каждому предмету придумывается необычное название. Затем детям показывают рисунки и говорят названия каждого из них, предварительно предупредив, что их нужно запомнить. Потом рисунки убирают, а через несколько секунд показывают снова, а дети угадывают их названия. Если вы играете с одним ребенком, то он просто должен будет угадать как можно больше предметов. Если с несколькими - устройте соревнования, начисляя за каждый угаданный предмет один балл или выдавая поощрение. Если игроки совсем маленькие, нужно придумывать название попроще, а карточек с рисунками сделать поменьше.
Игра «Опиши по памяти»
Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т. д.
Игра «Что изменилось?»
Ведущий ставит перед детьми три — семь игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет местами несколько игрушек. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.
Игра «Собери цветок»
Каждому ребенку выдается круглая карточка — серединка будущего цветка (одному — платье, второму — слон, третьему — пчела и т. д.)- Затем игра проводится так же, как в лото: ведущий раздает карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (одежда, животные, насекомые и т. д.).
Игра «Газета»
На пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)
«Чей голос?»
Дети сидят в кругу. Все закрывают глаза повязками. Ведущий пересаживает несколько человек. Затем тот, до кого ведущий дотрагивается рукой, произносит слова: «Я здесь». Все должны угадать, чей это голос.
Игра «Тушки-тутушки!»
Педагог усаживает ребенка к себе на колени, затем начинает ритмично подбрасывать ребенка вверх, сопровождая движения потешкой. В конце игры педагог делает вид, что роняет ребенка.
Тушки-тутушки!
Сели на подушки.
Пришли подружки,
Столкнули с подушки-бух!
Игра «Платочек»
Перед началом игры необходимо приготовить платок: желательно, чтобы он был приятным на ощупь, красивой расцветки. Допустимо сначала пользоваться полупрозрачным платком (в этом случае ребенок может наблюдать из-под него за тем, что происходит вокруг и не испугается внезапной темноты и потери видимости). В дальнейшем можно использовать непрозрачные платки. Удобно играть в эту игру, расположившись на диване или сидя на ковре.
Предложите малышу поиграть с платком. Наденьте платок себе на голову со словами: Сейчас я спрячусь. Ну-ка, найди меня!
Ребенок с удовольствием стянет платок у вас с головы. После этого предложите спрятаться малышу – накиньте платок ему на голову.
Где же наш Ваня? Ваня, ты где? Ау!
После этих слов стяните платок с головы ребенка, приобнимите его, порадуйтесь вместе с ним встрече. Игру можно повторять многократно.
Игра «Часики»
В начале игры педагог обращает внимание ребенка на настенные часы, затем предлагает поиграть в часы.
Посмотри, какие часики на стене. Часы тикают: «тик-так!» – Давай поиграем в часы!
Педагог садится на пол, усаживает ребенка к себе на колени лицом к лицу, берет руки ребенка в свои (руки согнуты в локтях) и начинает имитировать ход часов – осуществляет ритмичные движения вперед-назад, увлекая за собой ребенка.
Часики тикают: «тик-так! Тик-так!»
Эту же игру можно проводить, поочередно сменяя ритм, – часики могут тикать медленно и быстро.
ПАЛОЧКА
Команда садится в круг и начинает передавать по кругу какой-то предмет, зажав его различными частями тела, меняя их. При падении игра начинается сначала.
ДЕНЬ И НОЧЬ
Игра учит детей вниманию и быстрой реакции. Перед началом игры выбирают "сову"-ведущего, который говорит: "Наступил день, сова спит и все зверюшки прыгают, веселятся". Дети бегают. Далее:"Наступила ночь, сова выходит на охоту". Все должны замереть на своих местах. Кто пошевелился, того сова съела.
ОБРАЗНЫЙ ОТЧЕТ
Ведущий просит присутствующих нарисовать свое впечатление от прошедшего дня. Каждый создает свой рисунок так, чтобы его не смогли увидеть остальные участники. Затем рисунки сдаются ведущему, тот их раскладывает на столе и предлагает угадать, кто автор каждого рисунка.
«Это я»
Цель: координация речи с движением, развитие общей моторики, создание положительного эмоционального настроя.
Описание: Это глазки. Вот. Вот. (Дети показывают сначала на левый, потом на правый
глаз.)
Это ушки. Вот. Вот. (Берутся сначала за левое ухо, потом – за правое)
Это нос. Это рот. (Левой рукой показывают на нос, правой – на рот)
Там спинка. Тут живот. (Левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)
Это ручки. Хлоп, хлоп. (Протягивают вперед обе руки, два раза хлопают)
Это ножки. Топ. Топ. (Кладут ладони на бедра, топают ногами) Ой, устали – вытрем лоб. (Правой ладонью проводят по лбу).
«Ходят капельки по кругу»
Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и выполнять перестроения.
Описание: Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озёра!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.
«Эхо»
Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач, вызвать эмоциональный отклик и хорошее настроение.
Описание: Играющие встают в круг. Первый игрок называет своё имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т. п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем
следующий ребенок называет своё имя и показывает движение, все повторяют, и т. д., пока все дети не назовут свои имена.