Светлана Мызникова
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста «Прогулка в зимний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детски сад комбинированного вида р. п. Исса
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
"Прогулка в зимний лес"
Автор:
Мызникова Светлана Вячеславовна,
воспитатель МБДОУ детский сад р. п. Исса.
Исса, 2023
Пояснительная записка.
Занятие проводится по типу игры – прогулки. Длительность соответствует возрасту детей - 25 минут.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста „Прогулка в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимние прогулки и наблюдения
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Игры и игровые задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей и накопленных ими знаний. В занятии используются : ритуал приветствия, логоритмическое упражнение, пальчиковая гимнастика, элементы мнемотехники, развивающие игры и упражнения.
Цель. Развитие компонентов устной речи детей.
Задачи.
Обогащать и активизировать словарь детей за счет расширения представлений о роли животных в экосистеме леса.
Совершенствовать диалогическую форму речи, умение высказывать свою точку зрения на поставленный вопрос.
Создать условия для развития логического мышления, воображения, фонематического слуха, зрительной памяти, слухового внимания, умения ориентироваться на листе бумаги, находить заданный звук в слове.
Воспитывать умение внимательно слушать собеседника, не перебивать его, не отвлекаться.
Оборудование и материалы:
Коллаж, логическая цепочка с загадкой, предметные картинки (зимняя и летняя одежда, лыжи, компас, фонарик, рюкзак, термос, кружка);
аудиозапись звуков леса (скрип снега, вой волка, шум ветра, белка грызет орешки, дятел долбит клювом дерево) ; набор предметов, в названии которых есть звуки С и З; картинки с изображением зайца, снежинки; колокольчик, бумажные колокольчики серого, красного, желтого цвета по количеству детей; ноутбук.
Предварительная работа.
Подбор оборудования и изготовление необходимого материала. Беседы «Жизнь диких животных и птиц зимой», «Значение животных в природе». Наблюдения за птицами. Чтение литературы на экологическую тематику, рассматривание книжных иллюстраций.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ритуал-приветствие «Здравствуйте!»
Здравствуйте, ручки! Хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки! Топ-топ-топ!
Здравствуйте, глазки! Миг-миг-миг!
Здравствуйте, губки! Чмок-чмок-чмок!
Здравствуйте, зубки! Щелк-щелк-щелк!
Здравствуй, мой носик! Бип-бип-бип!
Здравствуйте, детишки!
Девчонки и мальчишки, здравствуйте! (последнее слово произносится нараспев)
Воспитатель. Я вижу, что не у всех еще язычки проснулись. Давайте им поможем. Я позвоню в наш волшебный колокольчик. Слышите, как нежно звучит, как ласково он просит вас проснуться? А теперь я проверю, действительно ли нам помог колокольчик? Или он зря старался?
Речевая разминка.
Воспитатель. Повторяйте за мной.
Да – да – да наступили холода,
Ма – ма – ма пришла зимушка зима,
Оз – оз – оз на улице крепкий мороз,
Ул – ул – ул холодный ветер дул
Тель – тель – тель на дворе метель.
Воспитатель. Да, действительно, мой помощник – колокольчик, старался не зря. Ребята, а вы знаете, он успел мне шепнуть, что приглашает нас на прогулку в зимний лес. Пойдем? (Ответы детей : Да, пойдем)
И отправимся мы на нее необычным образом: с помощью фантазии. А что такое фантазия? (Ответы детей : Фантазия - это наши мечты; когда мы о чем - то мечтаем, что – то выдумываем, то чего нет на самом деле)
Игровое упражнение «Положи в мешок».
Воспитатель. Прежде, чем отравиться в лес зимой, нужно подумать, что мы наденем и что нужно взять с собой. Подойдите к столу и выберите для себя один предмет, который изображен на картинке.
На столе лежат картинки с изображением предметов: зимняя и летняя одежда, лыжи, компас, фонарик, рюкзак, термос, кружка. Дети выбирают картинку.
Воспитатель. Дети, расскажите, что вы выбрали и почему. (Ответы детей) Хорошо, вы взяли все необходимое для прогулки. А я вот выбрала лыжи. Как думаете, почему? (Ответы детей).
Воспитатель. Все верно. В лесу снега много, он глубокий и рыхлый. Можно провалиться. И без лыж никак нельзя обойтись.
II. Основная часть.
Воспитатель: Мы с вами встаем на лыжи и отправляемся в лес. Имитационное упражнение «Идем на лыжах».
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Красота-то, какая! Давайте поставим наши лыжи в снег (имитация движений, а сами присядем на пенечки, отдохнем и послушаем звуки зимнего леса.
Звучит аудиозапись «Звуки зимнего леса» : скрип снега, вой волка, шум ветра, белка грызет орешки, дятел долбит клювом дерево.
Упражнение на развитие слухового внимания «Что услышали в лесу?»
Воспитатель. Какие звуки вы услышали? (Ответы детей).
(Выставляет коллаж).
Беседа «Кто дружит с елью?»
(Рассматривание коллажа)
Воспитатель. Посмотрите, вот белка забралась на ель повыше. Ей нравится елочка. А почему, как вы думаете? (Ответы детей : Белке нравится ель потому, что она зимой пушистая; у белки гнездо на елке и там ее никто не найдет; она грызет шишки и достает из них семена)
Воспитатель. Правильно, а кто еще дружит с елью? (Ответы детей : Мышка - у нее норка под елкой; зайчик живет под елью и прячется от хищников)
Все верно, а это что за птица и почему она дружит с елью? (Ответы детей : Клест живет на ели; он питается семенами еловых шишек и выводит зимой птенцов.)
Воспитатель. Да, это клест. Его клюв похож на два крючка. Таким клювом ему удобно доставать семена из шишек. Он их очень любит. Ребята, а как вы думаете, почему птицы вьют гнезда и выводят птенчиков зимой на ели, а не на дереве, на котором нет листьев? (Ответы детей : Потому что зимой очень холодно, ветер дует со всех сторон. А еловые ветки пушистые и защищают клестов от зимней стужи.)
Воспитатель: Правильно. На ели они и вьют свои гнезда, поэтому клеста еще зовут еловик.
А я знаю пальчиковую игру про клеста – еловика, давайте встанем, поиграем.
Пальчиковая гимнастика «Клест».
-Шишка, ты вкусна, толста, (сцепить указательные пальцы)
И прекрасна для клеста. (перецепить пальцы)
А еще стряхнув снежинки, (смахнуть «снег» с тыльной стороны кисти)
Поклюет зимой рябинки. (пальцы правой руки собрать в щепоть – «клюв», потом левой)
Воспитатель. А как вы думаете, ребята, а клест чем помогает елке и другим обитателям леса? (Ответы детей : Он съедает не все семена из шишки, а потом бросает ее на землю; часть семян съедают мыши, белки, птицы; из оставшихся в шишке семян вырастут новые елочки).
Воспитатель. Все верно. Мышка, белка, да и дятел рады зимой этим шишкам. Съедят семена и спасибо скажут клесту и елочке. И елка рада. Ведь из выпавших семян вырастут новые ели. Так получается, что все благодарны. Все дружат друг с другом, и конечно, с елочкой!
Что еще вы видите на коллаже? (Ответы детей : еще мы видим дом, шишки)
С шишками все понятно. Ими животные и птицы питаются. А почему дом изображен на коллаже? Где живут мышка, белка, клест, где прячется зайчик?
(Ответы детей).
Воспитатель. Правильно, белка живет в дупле, а клест в гнезде на ели, мышка в норке под елкой и заяц прячется под елью. Так что же такое ель для всех зверей и птиц? (Ответы детей : Ель для них – ДОМ)
Воспитатель. Конечно, ель – это дом для тех, кому он нужен. Ребята, смотрите - елочка благодарно вам макушкой кивает, поиграть приглашает.
Игровое упражнение «Запомни».
Воспитатель. Посмотрите внимательно на коллаж. Постарайтесь запомнить, кто, где сидит, я считаю до 10 и переворачиваю его.
Пожалуйста, скажите, кто сидит внизу справа от ели? (заяц)
Кто сидит внизу слева от ели? (мышка)
Кто сидит вверху справа от ели? (клест)
Кто сидит вверху слева от ели? (дятел)
Кто сидит вверху на ели? (белка)
Сколько шишек? (две)
Молодцы, все запомнили. А теперь немножко отдохнем.
Игра «Остановки».
Воспитатель. Вы сейчас свободно передвигаетесь по лесу, я буду произносить слова, вы внимательно слушаете и как только слышите слово в котором есть звук З – останавливаетесь: сосулька, снежинка, вьюга, зима, суровая, снеговик, заяц, слева, морозный, узор, коньки, сугроб, зеленая, синичка, зяблик, звезда, клест, золотая, снегирь, забава, озорник, лыжи, лиса, зубастый.
Воспитатель. Молодцы, справились.
Игра «Правильно – нет - нет».
(На пеньки ставят картинку с зайцем и картинку со снежинкой. Рядом лежат предметы – замок, салфетка, снегирь – игрушка, апельсин, значок)
Воспитатель. Я назвала вам много слов, а теперь вы будете называть мне слова. Послушайте следующее задание. Перед вами две картинки.
-Что изображено на одной из них? (Ответы детей : На картинке изображен Заяц)
-Какой первый звук в слове заяц? (Ответы детей : в слове заяц первый звук З)
-Какой первый звук в слове снежинка? (Ответы детей : в слове снежинка первый звук С)
Верно. Молодцы!
Воспитатель: Внимание, задание. Вы по очереди выбираете предмет, называете его. Если в названии предмета вы слышите звук С - располагаете предмет рядом с изображением снежинки, в названии которой и есть звук С. Если же слышите звук З – тогда располагаете предмет рядом с изображением зайца. А все остальные внимательно наблюдают. Если задание выполнено правильно, вы должны сказать «Правильно», если ребенок ошибся: «Нет - нет».
Дети по очереди выбирают предметы, дают название, определяют какой звук С или З есть в названии предмета. В случае неправильного ответа предмет возвращается на прежнее место, выходит другой ребенок.
Воспитатель. Хорошо, вы справились с заданием.
Упражнение – загадка «Логическая цепочка».
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вам отгадать загадку, да не простую, а зашифрованную. Зеленая, колючая, домик для мышки, а для белки – шишки.
(Показывает карточку с картинками).
Что это? Конечно, ель! Для многих животных елочка и дом, и еда. А мы, люди, за что любим это дерево? (Ответы детей : Елочка приносит нам праздник; она пушистая, душистая, стройная, смолистая, красивая, зеленая)
Заключительная часть (рефлексивный этап).
Воспитатель. Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша прогулка.
Интересно было? Что вам больше всего понравилось? Что нового узнали? Какое задание было самым трудным? (Ответы детей)
А сейчас возвращаемся в детский сад.
Имитационное упражнение «Идем на лыжах».
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам сейчас выбрать себе на память о нашей прогулке колокольчик. Тот, кому все понравилось, и было легко выполнять задания, возьмет себе красный колокольчик. А тот, кто затруднялся выполнять задания - выберет себе желтый колокольчик. А если кому-то не понравилась наша прогулка - пусть выберет серый колокольчик.
Используемая литература:
1. «Обучение дошкольников грамоте» - Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская/ под ред. Н. В. Дуровой, - М. : Школьная Пресса, 2001г.
2. «Конспекты занятий по подготовке к обучению грамоте»- Затулина Г. Я. – М., Центр педагогического образования, 2009г.
3. Журнал «Дошкольное воспитание», Е. Юзюк «Кто дружит с елью?»