Елена Меньшикова
Объяснительная записка к творческой презентации `Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста`
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка к творческой презентации опыта работы «ИГРА - КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» воспитателя МКДОУ детского сада «Сказка» пгт Тужа Кировской области Меньшиковой Елены Юрьевны Дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании детей. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие его личности. В различных исследованиях развития детей дошкольного возраста ученых А. В. Запорожца, Л. С. Выготского, Н. С. Жуковой было отмечено, что умение общаться является базисной характеристикой ребенка дошкольного возраста. Это основополагающая предпосылка успешности социального и интеллектуального развития дошкольника, освоения всех видов детской деятельности. Д. И. Фельдштейн, один из разработчиков Стандарта, отмечает, что «неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей с взрослыми и сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности». М. И. Лисина в своей книге «Проблемы онтогенеза и общения» пишет, что общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей». Изучая труды и исследования ученых по данному вопросу, передовой педагогический опыт, я пришла к выводу, что во многом общение и поведение ребенка опосредовано той социальной ситуацией, в которой он растет. Группа детского сада – это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. Современные дети живут в эпоху, полную противоречий, насыщенную информацией, постоянными переменами, быстротечностью событий. Живое общение с взрослыми или другими детьми постепенно заменяется для них просмотром телевизионных передач, фильмов, компьютерными играми. Дети становятся импульсивными, им трудно контролировать свои эмоции, понимать собственные переживания и чувство других людей, они испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является - игра. Так как в настоящее время проблема развития навыков общения стоит особенно остро, считаю, что развитие общения детей через игру – самая актуальная тема, которую я решила взять за основу для повышения своего самообразования. Таким образом, наблюдая за детьми и изучая отклонения в развитии межличностных отношений, общения на самых первых этапах становления личности, я поняла, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. И передо мной
Публикация «Объяснительная записка к творческой презентации `Игра как средство развития общения детей дошкольного возраста`» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2018
встал актуальный вопрос – «Как же создать такую атмосферу, которая располагала бы детей к позитивному общению и активному взаимодействию?» Для более углублё нного изучения данной проблемы мной были сформулированы и поставлены следующие педагогические цели и задачи: Цель: Создание условий для личностного развития детей и навыков общения через различные виды игр. Задачи: 1. Развитие у детей навыков общения в игровой деятельности, различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими людьми. 2. Развитие самоконтроля в отношении своего эмоционального состояния, соблюдение общепринятых норм и правил в процессе общения. 3. Выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения и игры, умение устанавливать доброжелательные отношения. 4. Умение решать конфликтные ситуации и преодоление конфликтов в общении друг с другом; 5. Создание благоприятной атмосферы непосредственного, свободного общения. На первом этапе с целью реализации поставленной цели и задач была изучена литература о роли игры в развитии навыков общения у детей дошкольного возраста, что помогло мне выстроить собственную систему работы по развитию навыков общения детей через игровую деятельность. Затем была проведена педагогическая диагностика: «Социально- коммуникативное развитие детей» (издательство «Детство – Пресс», Н. В. Верещагина, 2014 г., в основу которой легли наблюдения за детьми во время игровой деятельности, специальные упражнения на развитие общения, индивидуальные беседы и анкетирование родителей «Особенности общение в семье». Мной было отмечено, что не все дети проявляют умения организовать общение, то есть умение слушать собеседника, сопереживать друг другу, различать эмоциональное состояние сверстника. У них слабо развито так же знание норм и правил поведения при общении, некоторые испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими. Следующим шагом стало создание условий для организации предметно - развивающей среды в группе, способствующей развитию личности ребенка и формированию навыков общения. При построении предметно – развивающей среды старалась учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и соблюдать следующие принципы: доступность, гендерный подход, безопасность. Предметно-развивающая среда, организованная таким образом, стимулирует потребность детей в общении, и каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Пространство помещений я продумала так, чтобы материалы, стимулирующие развитие общения посредством игры, располагались в разных функциональных, отведенных специально для этого, местах. Это позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам. Так, в групповой комнате выделены зоны для сюжетно-ролевых игр – "Больница", "Семья", "Парикмахерская", «Транспорт», «Повар» и т. д., которые оснащены всевозможными игрушками и материалами, учитывающими интересы мальчиков и девочек в игре: детская посуда, набор доктора, парикмахера,
инструменты для ремонта, транспортные средства, светофор, фуражка, макет улицы, дорожные знаки, наборы овощей и фруктов, предметы одежды, детские художественные книги и пр. В пространстве групповой комнаты предусмотрено место для организации дидактических, настольных и развивающих игр. Имеется театральный уголок – важный объект развивающей среды, он помогает объединить детей интересной идеей, новой деятельностью. Игра в театр способствует развитию общения и помогает дошкольникам раскрываться, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. В театральном уголке размещены атрибуты для организации игр – драматизаций: ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, пальчиковый и настольный виды театра, театр би-ба-бо. Также в группе организован сенсорный центр. Его назначение – создание условий для речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними. В игровом уголке сенсорного центра находится различный дидактический материал: мозаики, кубики, конструкторы - различной модальности (лего, деревянный, пластмассовый, мягкий, различные виды детских музыкальных инструментов, пирамидки, развивающие игры, направленные для развития воображения, речи. Таким образом, взаимодействие ребенка с предметами развивающей среды и со сверстниками способствует становлению его опыта речевого общения, развитию самостоятельности, инициативности в установлении речевого контакта, свободному выбору субъекта общения. Как показывает моя практика работы в детском саду, правильно организованная развивающая среда позволяет ребенку научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, понимать и оценивать чувства и поступки людей, а ведь именно это лежит в основе развивающего общения. Так как игровая деятельность является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей, я использовала классификацию игр, которые помогали мне решать поставленные цели и задачи: Творческие : (режиссерские, театрализованные, сюжетно ролевые, строительные). Игры с правилами: (дидактические, подвижные). Народные игры: (обрядовые, досуговые). На следующем этапе планирования работы большое внимание уделяла организации игровой деятельности в режиме дня. Учитывая возрастные особенности развития детей, предпочтение отдавала играм на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, эмоциональной сферы, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека и т. д («Ласка», «Зайку бросила хозяйка», «Котенок», «Давайте познакомимся», «Подари улыбку другу», «Коврик примирения», «Изобрази пословицу», «Давай поговорим», «Веселая сороконожка», «Вежливые слова», "Комплименты», «Подарок на всех» и многие другие. Результатом работы на данном этапе послужила созданная мной картотека игр, направленных непосредственно на развитие навыков общения у детей.
Игра выявляет индивидуальные способности, личностные качества ребёнка, позволяет определить уровень его знаний и представлений, что необходимо для дальнейшей эффективной работы воспитателя с каждым ребёнком. Для детей младшего возраста я выбирала простые по содержанию игры: «Угости куклу чаем», «Уложим кукол спать», «Кукла Катя заболела», «Оденем куклу на прогулку» и т. д. Эти игры позволяют создать эмоциональный настрой в группе, вызвать желание у детей вступать в контакт со сверстниками. Работая с детьми среднего и старшего возраста, я проводила игры, направленные на умение организовать общение со сверстниками и взрослыми: «В гости к другу», «Строим дом для Мишки», «Принимаем гостей» и т. п. Здесь я уже не использовала куклы и другие игрушки, а дети принимали роли на себя и были включены в прямое, направленное друг на друга, общение. В дальнейшем моя работа строилась на комплексном подходе: это интеграция социально-коммуникативного развития детей и игровой деятельности с другими образовательными областями знаний (художественно-эстетическое развитие, речевое, познавательное, физическое) в процессе непосредственной образовательной деятельности. Создавала игровые ситуации во время проведения НОД, использовала игру как приём и форму обучения детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения : «Научим мишку лепить колобок», «Нарисуем для куклы платье», «Прокатим зверят в поезде» и т. д. Знания, умения и навыки дети получали в процессе общения с взрослыми, во время экспериментирования, ознакомления с окружающим миром, в конструировании, рисовании, лепке, аппликации. Пришла к выводу, что создание игровой ситуации во время НОД стимулирует активность детей, вызывает положительные эмоции, обогащает новыми знаниями, развивает творчество, речь, внимание, воображение, память. Дети учатся взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх, приобретают опыт активного общения друг с другом. Для достижения наиболее высоких результатов работы в данном направлении на протяжении всех этапов моей деятельности я старалась выстраивать партнерские отношения с родителями воспитанников. Уверена, что важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы - это активность и заинтересованность родителей, их личный пример. Проводила индивидуальные беседы, наблюдала за общением родителей и детей, организовывала родительские собрания и консультации («Игра – как средство развития общения дошкольников», «Особенности общения детей и родителей в семье», «Играйте вместе с детьми», «Учимся общаться»). С целью расширения психолого- педагогических знаний, уделяла внимание оформлению информационных стендов, наглядной агитации, папок передвижек по данной тематике. Родители принимали активное участие в совместных выставках детского творчества «Моя любимая игрушка», «Игрушка, сделанная своими руками», в организации праздников и развлечений. Оказывали практическую помощь в оснащении предметно - развивающей среды (приобретение детской художественной литературы, изготовление атрибутов для сюжетных и конструктивных игр, создание уголка психологической разгрузки, уголка ряженья, уголка для творчества, оформление фотовыставок и т. д.). Посещали открытые
мероприятия, принимали участие в организации НОД и игровой деятельности, постановке кукольных спектаклей для детей, праздниках и развлечениях. А самое главное, родители стали больше внимания уделять общению с детьми дома и созданию благоприятного психологического микроклимата (по итогам анкетирование родителей «Роль семьи в развитии общения детей). За небольшой период мне пришлось поработать на группах с детьми разного возраста, от младшего до подготовительной группы. Мои наблюдения за детьми показали, что уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. По результатам заключительной педагогической диагностики «Социально – коммуникативное развитие» (Н. В. Верещагина) можно сделать вывод, что дети стали активнее взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в совместных играх, беседах, проявлять инициативу и творчество. Дети старшего возраста научились договариваться, контролировать свое эмоциональное состояние, поведение, учитывать интересы и чувства других, проявлять свои чувства, доброжелательность в общении, объяснять правила игры, налаживать контакты со сверстниками посредством речи, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации. Опыт моей работы «Игра – как средство развития общения дошкольников» был представлен на уровне дошкольной организации в рамках проведения методической недели и на родительском собрании (2016г). На уровне района - обобщен опыт работы «Организация совместной деятельности взрослых и детей в условиях реализации ФГОС ДО» (РМО, 2016 год). В перспективе своего дальнейшее профессионального роста, я выделяю для себя два основных этапа – теоретический, а также практический, которые способны дать существенные результаты в дальнейшем изучении вопроса влияния игры на развитие общения детей дошкольников. Задача теоретического этапа - прохождение курсов повышение квалификации, повышение уровня знаний и получение основного количества знаний из авторитетной литературы. Изучение и использование в процессе воспитания и образования детей новых методик и технологий, основанных на инновационных разработках. Публикация своего опыта работы в методических журналах и размещение на личном сайте, сайте образовательной организации. Задача практического этапа - использование полученной информации на практике, постепенное внедрение её в методику своей работы. Ребенок живет в игре. И моя задача как педагога - стать направляющим и связующим звеном в цепи: ребёнок – игра – общение, тактично поддерживать и обогащать игровой опыт детей и опыт развития общения.