Ксения Сальникова
Конспект занятия «Обитатели подводного мира Камчатки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Обитатели подводного мира Камчатки
Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях Камчатки, об их образе жизни.
Задачи:
Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;
Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;
Публикация «Конспект занятия „Обитатели подводного мира Камчатки“» размещена в разделах
- Камчатский край
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.
Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители морей и океана Камчатки», аудиозапись «Шум океана»; карточки с заданиями.
Ход:
Вводная часть
Если взглянешь ты на глобус,
То поймешь, что он велик.
Ручейком в него заходит море,
Кое-где вливается родник.
Он огромен, словно великан.
Омывает много стран.
Его воды вдаль несутся,
Ответьте, как водоемы такие зовутся? (Океан)
(звук волн или видеоряд)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океана Камчатки. Под водой живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабль. А сможем ли мы с корабля увидеть подводный мир?
Ответы детей.
В: Верно нам понадобится оборудование. Садитесь за столы и на своих карточка найдите предметы которые помогут нам в нашем путешествии.
Работа за столами.
Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?
Кит? А, может быть, дельфин,
Чёрно-белый исполин?
В океанах обитает,
Живность хищно поедает.
Касатка
Касатка - это хищный дельфин, а не кит! Самец может вырастать до десятка метров в длину, весить порядка восьми тонн, а спинной плавник может достигать полутора метров. Самки примерно в два раза меньше.
Грудные плавники – широкие и закругленные, в то время как у прочих дельфинов они заостренные и узкие. Именно из-за этого признака ученые долго не могли решить, к каким животным должна быть причислена касатка: это кит или дельфин?
Этот своеобразный дельфин отличается массивной и тяжелой головой, в пасти которой расположены зубы по 10-13 см длиной. Они специально предназначены для нападения даже на крупную добычу.
Он в море рыбку отыскал,
Потом прилёг на выступ скал,
Басистый рёв его певуч,
Как звать морского льва? (Сивуч).
Сивуч
В природе существует большая разновидность ушастых тюленей. Среди них есть один из крупных и величественных представителей – сивуч. По- другому его ещё называют морским львом.
Ребята а когда люди слышат слово «лев» кого все представляют? (ответы) Правильно, но это гордое название принадлежит не только ему, но и другому животному, у которого вместо массивных лап есть ласты, а вместо пышной гривы скудный волосяной покров.
Их масса тела может превышать 1 тонну, а их протяжный рев, напоминающий гудок парохода, слышно за несколько километров, именно из-за этого рева их и прозвали морскими львами. Не смотря на неуклюжий вид на суше, на самом деле это очень мощные и ловкие звери, которые прекрасно плавают и ныряют.
Они кормятся рыбой, кальмарами и осьминогами. Сивучи могут легко подниматься из воды на высокие лежбища, цепляясь ластами за едва заметные скалистые выступы.
Физминутка
Морской мир
В море бурном, море синем
Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)
Не пугает их волна
Рядом плещется она. (потирание ладошек)
Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)
Вы дельфины не шумите,
Рыбку быструю ловите:
Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)
Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)
Рыбки плавали, плескались (движения руками)
В прохладной морской воде.
То погружаются, то сплывают, (приседания)
То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)
В: Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я :
Для себя на дне морском
Он клешнями строит дом.
Круглый панцирь, десять лап.
Догадались? Это. ?
Краб.
Воспитатель: Верно. (Показывает слайд).
Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).
Воспитатель (уточняя и обобщая) : Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.
Крабы собирают мусор, очищают морское дно.
Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.
Вот так рыба — просто чудо!
Очень плоская, как блюдо.
Оба глаза спине,
И живет на самом дне.
Очень странные дела.
Это рыба …
Камбала (слайд)
Камбала - морская рыба. Ее называют донной, потому что взрослые камбалы любят полежать на дне
Рыбаки так и зовут эту рыбу лежебокой.
От долгого лежания у камбалы тело стало совсем плоским. А глаза у этих рыб находятся в верхней части головы, причем оба глаза на одной стороне — на правой. Глаза у камбал устроены так, что позволяют им мгновенно замечать и врагов, и проплывающую мимо добычу: мелких рыбок, мальков и рачков, а также моллюсков и червячков.
Когда камбала лежит на дне, ее ни за что не заметишь!
Как вы думаете почему? (ответы)
С поразительной точностью эти рыбы повторяют рисунок дна! Причем расцветка и узоры меняются только на верхней части тела, а тот бок, на котором рыба лежит, остается всегда светлым.
Однажды ученые проделали с камбалой такой опыт. Они положили под прозрачное дно аквариума, где жила камбала, шахматную доску.
Прошло немного времени, и правый бок удивительной рыбы стал клетчатым, как шахматная доска!
Вот какие чудеса случаются в подводном царстве.
Морской еж
На колючий шар похож,
Глубоко на дне живет.
(Морской еж).
Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.
С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.
Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.
Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.
Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).
Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?
Давайте ка проверим запомнили ли вы кого можно найти в морях и океане Камчатки (дети выполняют задание в карточках)
- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).
- Про кого бы еще вам хотелось узнать? (ответы детей).
-На следующих занятиях мы с ними обязательно познакомимся