Получи документы

Конспект занятия «Обитатели подводного мира Камчатки»

Ксения Сальникова
Конспект занятия «Обитатели подводного мира Камчатки»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Обитатели подводного мира Камчатки

Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских жителях Камчатки, об их образе жизни.

Задачи:

Расширять и углублять знания детей о море и его обитателях;

Развивать у детей интерес к живой и неживой природе;

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения;

Публикация «Конспект занятия „Обитатели подводного мира Камчатки“» размещена в разделах

Воспитывать познавательный и природоохранный интерес к представителям морской фауны.

Материалы и оборудование: глобус; презентация «Жители морей и океана Камчатки», аудиозапись «Шум океана»; карточки с заданиями.

Ход:

Вводная часть

Если взглянешь ты на глобус,

То поймешь, что он велик.

Ручейком в него заходит море,

Кое-где вливается родник.

Он огромен, словно великан.

Омывает много стран.

Его воды вдаль несутся,

Ответьте, как водоемы такие зовутся? (Океан)

(звук волн или видеоряд)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океана Камчатки. Под водой живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?

Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями

На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:

По волнам дворец плывет,

На себе людей везет?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, это корабль. А сможем ли мы с корабля увидеть подводный мир?

Ответы детей.

В: Верно нам понадобится оборудование. Садитесь за столы и на своих карточка найдите предметы которые помогут нам в нашем путешествии.

Работа за столами.

Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.

Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.

Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.

Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:

Остров с пальмой водяной,

Поздоровайся со мной!

Он обиженно пыхтит:

«Я не остров! Я же…»?

Дети: Кит!

Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?

Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.

Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?

Дети: Это фонтан.

Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).

Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)

Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.

Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).

Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.

Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.

А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?

Кит? А, может быть, дельфин,

Чёрно-белый исполин?

В океанах обитает,

Живность хищно поедает.

Касатка

Касатка - это хищный дельфин, а не кит! Самец может вырастать до десятка метров в длину, весить порядка восьми тонн, а спинной плавник может достигать полутора метров. Самки примерно в два раза меньше.

Грудные плавники – широкие и закругленные, в то время как у прочих дельфинов они заостренные и узкие. Именно из-за этого признака ученые долго не могли решить, к каким животным должна быть причислена касатка: это кит или дельфин?

Этот своеобразный дельфин отличается массивной и тяжелой головой, в пасти которой расположены зубы по 10-13 см длиной. Они специально предназначены для нападения даже на крупную добычу.

Он в море рыбку отыскал,

Потом прилёг на выступ скал,

Басистый рёв его певуч,

Как звать морского льва? (Сивуч).

Сивуч

В природе существует большая разновидность ушастых тюленей. Среди них есть один из крупных и величественных представителей – сивуч. По- другому его ещё называют морским львом.

Ребята а когда люди слышат слово «лев» кого все представляют? (ответы) Правильно, но это гордое название принадлежит не только ему, но и другому животному, у которого вместо массивных лап есть ласты, а вместо пышной гривы скудный волосяной покров.

Их масса тела может превышать 1 тонну, а их протяжный рев, напоминающий гудок парохода, слышно за несколько километров, именно из-за этого рева их и прозвали морскими львами. Не смотря на неуклюжий вид на суше, на самом деле это очень мощные и ловкие звери, которые прекрасно плавают и ныряют.

Они кормятся рыбой, кальмарами и осьминогами. Сивучи могут легко подниматься из воды на высокие лежбища, цепляясь ластами за едва заметные скалистые выступы.

Физминутка

Морской мир

В море бурном, море синем

Быстро плавают дельфины. (кистью руки плавные движения)

Не пугает их волна

Рядом плещется она. (потирание ладошек)

Проплывает мимо кит и дельфинам говорит: (ходьба гуськом)

Вы дельфины не шумите,

Рыбку быструю ловите:

Раз, два, три, четыре, пять — (ходьба с хлопками в ладоши)

Нужно рыбкам уплывать. (кисти рук в замок внутрь и наружу)

Рыбки плавали, плескались (движения руками)

В прохладной морской воде.

То погружаются, то сплывают, (приседания)

То зароются в песке. (дети ложатся на коврик)

В: Давайте – ка опять посмотрим в бинокль. Ни кого не видите? Тогда отгадайте, какого очередного морского обитателя обнаружила я :

Для себя на дне морском

Он клешнями строит дом.

Круглый панцирь, десять лап.

Догадались? Это. ?

Краб.

Воспитатель: Верно. (Показывает слайд).

Что вы можете сказать об этом животном? – (высказывания детей).

Воспитатель (уточняя и обобщая) : Тело этого животного напоминает гладкую толстую лепешку с маленькими глазками и короткими усиками – антеннами. Плавать краб не умеет, но быстро бегает боком, ходит по дну морскому. У него 10 ног: 8 служат для перемещения, а две передние превратились в клешни. С их помощью он защищается от врагов и разрезает свою пищу на кусочки, затем отправляя ее в рот.

Крабы собирают мусор, очищают морское дно.

Путешествуя по дну, крабы вынуждены прятаться от хищников и маскироваться. Они надевают на себя кусочки водорослей, часто собирают все, что попадется им в клешни – пустые раковины, осколки стекла, рыбьи головы – и складывает себе на спину. Такие «декорации» отлично маскируют краба. Когда крабу угрожает опасность, он подставляет хищнику спину с хламом.

Вот так рыба — просто чудо!

Очень плоская, как блюдо.

Оба глаза спине,

И живет на самом дне.

Очень странные дела.

Это рыба …

Камбала (слайд)

Камбала - морская рыба. Ее называют донной, потому что взрослые камбалы любят полежать на дне

Рыбаки так и зовут эту рыбу лежебокой.

От долгого лежания у камбалы тело стало совсем плоским. А глаза у этих рыб находятся в верхней части головы, причем оба глаза на одной стороне — на правой. Глаза у камбал устроены так, что позволяют им мгновенно замечать и врагов, и проплывающую мимо добычу: мелких рыбок, мальков и рачков, а также моллюсков и червячков.

Когда камбала лежит на дне, ее ни за что не заметишь!

Как вы думаете почему? (ответы)

С поразительной точностью эти рыбы повторяют рисунок дна! Причем расцветка и узоры меняются только на верхней части тела, а тот бок, на котором рыба лежит, остается всегда светлым.

Однажды ученые проделали с камбалой такой опыт. Они положили под прозрачное дно аквариума, где жила камбала, шахматную доску.

Прошло немного времени, и правый бок удивительной рыбы стал клетчатым, как шахматная доска!

Вот какие чудеса случаются в подводном царстве.

Морской еж

На колючий шар похож,

Глубоко на дне живет.

(Морской еж).

Снаружи тело морского ежа покрыто панцирем, из которого торчат многочисленные иглы. Иглы очень тонкие и острые, на их концах имеются зазубрины. Если такая игла воткнется в кожу человека, вынуть ее очень сложно. Морские ежи ядовиты, и, уколовшись, человек почувствует жгучую боль.

С помощью игл морские ежи не только защищаются от врагов, но и передвигаются, как на ходулях, по морскому дну. Копьеносный морской еж передвигается с большой скоростью, можно даже сказать, что он не ходит, а бегает.

Маленькие рыбешки используют иголки морских ежей для защиты. Они устраивают себе между игл безопасное укрытие. В благодарность за то, что еж их охраняет, рыбки чистят его панцирь. Эти рыбки приобретают такой же цвет, как и цвет их «хозяина» – морского ежа. Ночью рыбки ненадолго покидают свое убежище, а в случае опасности снова скрываются между игл.

Ну что ж, держим путь обратно домой. Давайте помашем морским обитателям рукой и пообещаем еще с ними встретиться.

Еще раз посмотрим в бинокль, полюбуемся морскими просторами. (Включить музыку).

Воспитатель: Ну, вот мы и дома. Можно выйти из корабля. Понравилось путешествие?

Давайте ка проверим запомнили ли вы кого можно найти в морях и океане Камчатки (дети выполняют задание в карточках)

- Что вам запомнилось больше всего? – (ответы детей).

- Про кого бы еще вам хотелось узнать? (ответы детей).

-На следующих занятиях мы с ними обязательно познакомимся

Публикации по теме:

Конспект ООД по ФЭМП в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира»Конспект ООД по ФЭМП в форме квест-игры «Поиски тайн подводного мира» Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная, речевая, игровая. Задачи: Обучающие: - совершенствовать.

Фотоотчёт «Обитатели подводного мира»Фотоотчёт «Обитатели подводного мира» К Международному Дню Земли – празднику чистой Воды, Земли и Воздуха представляю творческие работы детей, созданные на занятиях по художественно.

Оформление макета «Подводного мира» из опыта работыОформление макета «Подводного мира» из опыта работы 8 июня. Всемирный день океановНазначение: Макет «Подводный мир» может быть использован в самостоятельных играх детей, воспитателями - в.

Фотоотчет о тематической неделе «Обитатели подводного царства-государства» (средняя группа)Фотоотчет о тематической неделе «Обитатели подводного царства-государства» (средняя группа) Фотоотчет тематической недели по теме: «Обитатели подводного царства-государства». (средняя группа). Удивительной и познавательной выдалась.

Изготовление макета «Обитатели подводного царства» (фотоотчёт)Изготовление макета «Обитатели подводного царства» (фотоотчёт) Фотоотчёт Изготовление макета «Обитатели подводного царства» Цель: Закрепление знаний детей о многообразии обитателей подводного мира и.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект занятия по экологии в ДОУ «Поможем птицам Камчатки»Конспект занятия по экологии в ДОУ «Поможем птицам Камчатки» Занятие по экологии «Поможем птицам Камчатки»Подготовительная группаПедагог дополнительного образования (эколог) МБДОУ «Детский сад № 6».

Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира»Мастер-класс «Аквариум — имитация подводного мира» Цель: Изготовление пособия для группы своими руками. Задачи: Развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру, к природным.

Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов»Панорамный макет подводного мира. Оформление тематической недели «Обитатели морей и океанов» Итогом тематической недели "Обитатели морей и океанов" стало, совместное с детьми, оформление панорамного макета подводного мира. Основой.

Экологический проект для старшей группы «Тайны подводного мира»Экологический проект для старшей группы «Тайны подводного мира» Вид проекта: познавательно-исследовательский проект с элементами творчества для детей 5-6 лет. Продолжительность проекта: «краткосрочный».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Обитатели подводного мира Камчатки»
Опубликовано: 13 апреля 2021 в 13:10
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Обитатели подводного мира Камчатки»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Сальникова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД