Марина Федорова
Об использовании логоритмики в развитии детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Об использовании логоритмики в развитии детей с ОВЗ.
«С любовью и верой, заботой и делом
Мы справимся с этой бедой.
Шагай, малыш, смело, по миру умело,
Мы все идём рядом с тобой!»
Обеспечение жизни, здоровья, развития, образования детей — задача, стоящая сегодня перед современной педагогикой. Особенности физического развития дошкольников, условий, в которых мы живем, сказываются и на художественно-эстетической стороне образования. Высококвалифицированная команда педагогов нашего детского сада создает атмосферу сотрудничества, направленную на успешное музыкальное развитие и более высокий уровень речевого развития детей с нарушениями речи, задержкой психического развития.
Публикация «Об использовании логоритмики в развитии детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Инклюзивное воспитание стало необходимым в современном образовании.
Главным в своей работе считаем: создание оптимально – комфортных условий для воспитания и обучения ребёнка исходя из его интересов, возможностей и личных особенностей, обеспечение атмосферы психологического комфорта для ребёнка и формирование адекватных способов вхождения в социум и обеспечения ребёнка объёмом представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для воспитания, обучения и социализации.
Целью воспитательной работы является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребёнка и формирование его позитивных личностных качеств.
Воспитательные задачи направлены на решение вопросов социализации. Повышение самостоятельности и автономии ребёнка и его семьи.
Слаженная работа логопедов, дефектологов, психолога и воспитателей помогает выполнять главную задачу-показать ребенку красоту нашего мира, помочь малышам войти в этот мир.
Совместный подбор методических рекомендаций, проведение и обсуждение результатов мониторинга, взаимный обмен информацией для совершенствования коррекционно-развивающей работы-
обязательное условие работы педагогов нашего коллектива.
Достичь желаемых целей помогает музыкотерапия. Она дает возможность активизировать ребенка, улучшить эмоциональное состояние. Является средством коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, и при лечении различных соматических и психосоматических заболеваний.
Совместно с логопедами малыши занимаются логоритмикой.
Логопедическая ритмика – составное звено лечебной ритмики. Главная задача логоритмики – помочь исправить речевые аномалии с помощью формирования двигательной активности.
Ритмика- система, состоящая из набора физических упражнений, которые связывают движение с музыкой. Логопедическая ритмика помогает детям понимать музыку, осваивать искусство танцев и разучивать песни.
Под логоритмикой понимают те методы коррекционной работы, которые основываются на музыкальных ритмах с помощью слов.
Цель занятий логоритмикой-привести к гармонии работу ЦНС, активизировать творческий потенциал ребенка.
Ритмические игры и пальчиковая гимнастика полюбились нашим воспитанникам.
Речевые игры, которые способствуют ритмическому ощущению речи и музыки: (с хлопками)
Сел сверчок на шесток,
Таракан-в уголок,
Сели-посидели
Песенку запели…
Выстукиваем ритм ударами локтей и суставами согнутых пальцев по столу.
Ай, туки, туки, туки,
Застучали молотки.
Застучали молотки,
Заиграли локотки:
Тук-ток, тук-ток,
Нам пошел шестой годок.
Постоянно чередуем хлопки в ладоши и удары ладоней о ладони партнера, приговаривая:
Ой, чки, чки, чки,
Огуречечки,
Ложки, плошки, поварешки,
Перевертушки!
При слове «перевертушки» игроки прыжком поворачиваются вокруг себя.
Нравится игра «Назови свое имя». Дети поочередно хлопают- «тактируют» свои имена.
Игра «Раз, два, три повтори!»
Взрослый задает хлопками ритмическую фразу, которую дети повторяют «звучащими жестами» : хлопками, притопами, щелчками…
Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни.
Упражнения «Козлик», «Ритмическое освоение слов», «Веселые четверки» и др. помогают ребенку одновременно исполнять и творить, так как он сам придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки.
Полюбились ребятам музыкальные попевки с видеорядом. В своей работе постоянно используем мультимедиа. Подчеркну, что только совместно с логопедами и дефектологами мы занимаемся логоритмикой!
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. Речь – не врождённая способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин…
На музыкальных занятиях используются следующие элементы логоритмики :
- логопедическая гимнастика - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков. (Упражнение «Обезьянки в зоопарке: строим рожицы, пугаем», «Артистический шепот», «Рычание мотора»)
- фонопедические упражнения по методу В. Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания (Упражнение «самолет», «свечки», «счет», «скрип»)
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания («вокализ»)
- песни, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга.
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве (Игра «Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!»)
- коммуникативные танцы для развития динамической стороны, позитивного самоощущения. («Шел по лесу музыкант», «Барбарики» и др.).
Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь ребенка.
Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают малышу быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Музыкальная терапия – слушание и восприятие классической музыки.
Музыка существует в нашей жизни, как средство самопознания и самовыражения. Восприятие и понимание музыки заключается в ощущении ее связками, мышцами, движением, дыханием.
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения. (Например, прослушивание музыки Э. Грига, П. И. Чайковского).
Логоритмическая гимнaстика является одной из форм активного отдыха, наиболее благоприятного для снятия напряжения.
Музыкальная терапия – положительное влияние музыкальных произведений на самочувствие и поведение детей.
Традиционно наши воспитанники принимают участие во всех городских детских праздниках. На протяжении нескольких лет становятся дипломантами и лауреатами городских конкурсов «Поющая весна», «Наследники Победы», «Зажигаем звездочки Кубани». Мы гордимся нашими выпускниками!