Жанна Думанишева
Использовании проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы, не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые: родители, педагоги должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Здесь необходимо вести целенаправленную, последовательную педагогическую работу, предполагающую использование арсенала специальных методов и собственных речевых упражнений ребенка.
Публикация «Использовании проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии дошкольников» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас - педагогов не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Пяти – шестилетний малыш выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка – немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыбина почерневшего мартовского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок. Что делал малыш? Баловался? Отнюдь нет.
По мнению учёного Н. Н. Поддъякова, занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н. Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей.
Путей развития интеллектуального творческого потенциала личности (детской одарённости) существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, одна из самых эффективных. Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и на специальных занятиях, легко прививаются и переносятся во все виды деятельности.
Сегодня мне хотелось бы остановиться на использовании проектно-исследовательской деятельности в познавательно-речевом развитии. Именно здесь исследование окружающего мира проходит в увлекательной игровой форме посредством современных перспективных методик, направленных на активизацию познавательной деятельности ребёнка (естественно-научные опыты, наблюдения, наглядное моделирование). Эти методики развивают интеллектуальные способности ребёнка в познании окружающего мира, его поисковую, исследовательскую и изобретательскую деятельность. Воспитывают культуру речи, учат детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; Обогащают и расширяют словарный запас детей.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Речь и общение сопровождают все виды деятельности детей (игровую, трудовую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, чтение) и являются их неотъемлемой частью. Поэтому у воспитателя имеются огромные возможности для постоянной работы над развитием речи детей в рамках любого межпредметного проекта.
Задачи речевого развития дошкольников решаются на протяжении реализации всего проекта. Проект позволяет решить множество коммуникативных (умений договариваться, слушать и слышать друг друга, принимать чужую точку зрения, речевых (развитие диалогической речи : умений ставить вопросы и отвечать на них, участвовать в коллективном разговоре, соблюдая правила коллективного общения, обогащение и активизацию словаря детей за счет освоения названий эмоций и чувств, оттенков настроения, поиск эпитетов, характеризующих личностные качества друга и дружеское сотрудничество; развитие связной речи (дети составляют описательные и повествовательные рассказы, описывая содержание коллажей, альбомов; пересказывают прочитанные произведения, рассказы).
Вот например проект «Что посеешь, то и пожнёшь»
Как можно вырастить лук, перец, помидоры, рассаду цветов на окне? Выяснили, что нужно растениям для роста и развития? Научились сравнивать семена и всходы растений, находить сходства и отличия. Дети пополнили свои знания сведениями о полезных продуктах, их значении для развития и здоровья человека. За счет загадок, пословиц, поговорок, сказок, стихов, экологических игр – обогатился и активизировался словарь детей. Развитие связной речи происходило через составление описательных рассказов о растениях: как сажали, появление всходов, способы ухода. Развитие творческих способностей через продуктивную деятельность.
Для каждого конкретного познавательно-исследовательского взаимодействи немаловажен привлекательный отправной момент – какое-либо событие, вызывающее интерес дошкольников и позволяющее поставить вопрос для исследования.
Я применяю следующие ситуации:
- реальные события, происходящие в данный период:яркие природные явления ( например: листопад, снегопад); общественные события ( например: предстоящий Новый год.)
специально созданные ситуации, например, показ предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность («Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?»). Такими предметами могут быть, например магнит, коллекция каких-либо вещей, открытки, наклейки на определенную тему и даже краски. Так например в проекте «Зимушка зима»
1. Расширили представление детей о снеге и его свойствах, о зимних явлениях.
2. Познакомили детей со льдом и его свойствами
3. Научили устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег в тепле тает и превращается в воду; на морозе вода замерзает и превращается в лед.
4. Приучили детей отвечать развернутыми ответами.
5. Обогатили сенсорный опыт, знакомя детей с новыми способами обследования снега.
1. Содействовали развитию речи : обогатили и активизировали словарь, развивали навыки речевого общения в совместной деятельности;
2. Содействовали развитию творческих способностей восприятия, мышления, внимание и воображения;
3. Вызвали интерес к изобразительной деятельности нетрадиционным способом- рисование красками по снегу.
4. Развивали исследовательские навыки.
5. Активизировали словарь детей: холодный, колючий, мокрый, рассыпчатый, лёгкий, хрустящий. Блестящий, сверкающий, прозрачный, гладкий, твёрдый. Жгучий, позёмка.
Это и проект «Удивительный космос».
Например проект «День победы», где основной идеей является: создание единого пространства воспитания и развития детей в ДОУ и в семье для формирования у детей чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого, коммуникативный опыт, научиться общению, умению уступать, уважать интересы других людей. Мотивацией для ребенка в данном проекте выступает стремление к социальным способам взаимодействия с другими людьми; потребность в любви, одобрении, общении; потребность к удержанию освоенных действий через их регулярное воспроизведение, потребности в ознакомлении с окружающим миром. В ходе проекта для активизации речевой активности используются : конкурс чтецов стихотворений об армии, победе, героях; вечер памяти с приглашением бабушек и дедушек «Встреча с ветеранами», придумывание мини-сочинений о героях Великой Отечественной войны, конкурс «Письмо солдату».
Познавательно-исследовательский проект «Времена года» Цель проекта : развитие познавательной деятельности, формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года. С помощью проекта можно обогатить и активизировать словарный запас детей; развивать связную речь, ее выразительность; учить правильному и бережному отношению к природе; совершенствовать диалогические и монологические формы речи; пополнить литературный багаж детей о временах года. Дети участвуют в различных беседах, конкурсах, заучивают стихи, загадки, пословицы, участвуют в развлечениях. Ожидаемые результаты: повышение интереса детей к природе и природным явлениям, изменения в речи детей, изготовление поделок «Дары осени», «Мастерская Деда Мороза».
Это и творческий проект «Извержение вулкана», где мы не только содействуем формированию картины мира, даём представления о вулканах, их пользе и опасностях вулканических извержений, но и активизируем в речи детей слова: магма, очаг, жерло, лава.
В результате усвоения детьми причинно-следственных связей обогащается словарный запас детей, улучшается грамматический строй речи (образование прилагательных от существительных, образование множественного числа существительных). Развитие получает такой вид связной речи, как описательный рассказ.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же и более сложные опыты дома, учатся ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.
Использование метода проектов в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете, способствует обогащению и активизации словаря детей, развитию связной речи, развитию планирующей функции речи.
А так же делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.
И в заключении можно сказать, что работа по формированию речи через проектную, исследовательскую деятельность не будет эффективной, если работа не будет проводиться в совместной деятельности двумя воспитателями. Воспитанники будут излагать правильно свои мысли, задавать и отвечать на поставленные вопросы, иметь богатый словарный запас слов, правильно произносить звуки только тогда, когда воспитатели, окружающие детей владеют правильной речью.
Все выше сказанное способствует возникновению речевой активности у детей.