Любовь Скворцова
Значимость картинки в развитии речи детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Значимость картинки в развитии речи детей с ОЗВ.
Одним из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленных на умственное развитие ребенка является развитие речи и мышления. Мышление начинает формироваться с первых лет жизни и первые три года играют важную роль для интенсивного развития мозга ребенка. Педагогический процесс, направленный на развитие мышления выстраивает работу с детьми раннего возраста в определенную систему, в которой занятия с использованием изобразительных средств имеют особое значение : картинка способна ненавязчиво вывести ребенка на уровень символического замещения и тем самым способствовать формированию речи и мышления.
Публикация «Значимость картинки в развитии речи детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Особая роль в педагогике раннего детства отводится занятиям, на которых используется иллюстративный материал. Они расширяют знания детей об окружающем мире и способствуют развитию речи и мышления. О познавательной значимости таких занятий писали выдающиеся педагоги Коменский Я. А., Ушинский К. Д., Тихеева Е. И. Большое значение этих занятий имеет наглядность, сочетающаяся со словом, что особенно важно для маленького ребенка. Каждая картинка отражает реальный предмет или явление, имеет определенное словесное название. Следовательно, чувственные образы реальной действительности находят отражение в изобразительном материале, и опосредуются словом. Поэтому такой вид деятельности необходим в раннем детстве, когда формируются высшие психические функции.
Прежде чем узнать изображение и обозначить его доступными речевыми средствами (жест, звукоподражания, облегченные слова, ребенок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с картинками должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. В педагогическом процессе это воплощается через ознакомление с окружающим, действиями с предметами, бытовой деятельностью, игровой деятельностью.
При показе картинок легче ребенка побудить к речевым ответам, чем при показе предмета, т. к. малышу хочется поиграть с этим предметом. Полноценного развития речи на втором и третьем году жизни можно добиться при комплексном использовании предметов и картинок.
У детей с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии понимаемой и активной речи. Эти дети быстро утомляются, внимание их рассеяно, на занятиях они малоактивны. Содержание занятия должно соответствовать уровню развития понимаемой речи ребенка. С детьми занятия проводятся небольшими подгруппам. На первом этапе обучения детей учат находить изображения предмета, используя наводящие вопросы. Постепенно задание усложняется, обращают внимание ребенка на действия предмета (стоит, сидит, пьет и т. д.) В дальнейшем расширяют представления детей о предметах, их свойствах, учат рассматривать простые сюжеты. В работе с детьми по ознакомлению с картинками необходимо придерживаться следующих принципов:
• Постепенность
• Индивидуальность
• Дифференцированность
• Повторяемость
• Развитие
Анализируя карты нервно-психического развития детей было отмечено, что показатели развития, отражающие становление игры и действий с предметами, движений являются более стабильными, редко поддаются влиянию неблагоприятных факторов среды. Чаще наблюдается задержка по тем показателям, которые отражают развитие активной речи, так как на втором году жизни это новое образование в формировании психики ребенка и оно особенно чувствительно к влиянию неблагоприятных факторов. Данный показатель требует вмешательства со стороны взрослых, которые стимулируют развитие активной речи детей через наглядные изображения (картинки).
Эта проблема является актуальной особенно для детей, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Всем хорошо известно, что психическое развитие ребенка во многом определяется здоровьем малыша, к сожалению, констатируется тот факт, что в таких учреждениях дети, как правило, имеют ряд проблем в развитии почти всех сфер личности. Учитывая, условия депривации, в которых они вынуждены находиться особо остро стоит задача сенсомоторного и речевого развития детей как основы их дальнейшего личностного становления. Давно известно, что с малышом необходимо общаться, начиная с самого рождения. И поэтому дети, с которыми мало общаются, имеют отставание в речевом развитии. А ведь речь является главным сред-ством общения людей. Известно, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от уровня его речевого развития. А уровень развития речи прямо пропорционально влияет на формирование личности и характера ребенка. Картинка – это ценный материал для развития речи. Предлагая картинку, воспитатель обогащает представления ребенка доступными его восприятию наглядными образами, расширяет активный словарь, учит показывать изображение предмета, учит понимать сюжет, развивает умение слушать. Работа с картинкой является важным средством стимулирования речевой активности ребенка. Проблема развития и формирования речевого общения в условиях депривации остается одной их актуальных, и играет значительную роль в адаптации социализации проблемных детей.