Валентина Тарасова
О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
После такой музыки возможна только тишина…
К вопросу об эстетических принципах музыкального воспитания
Традиционное музыкальное занятие выстраивается по принципу многообразия видов музыкальной деятельности. Дети поют, слушают музыку, танцуют, играют, музицируют, и эта форма удовлетворяет, конечно, потребность малышей в разностороннем музыкальном развитии.
Публикация «О специфике работы музыкального руководителя и организации музыкальных занятий в детском саду» размещена в разделах
Однако, понимая, что музыка имеет специфические принципы «совместимости», что произвольно объединенные эпизоды занятия могут «не сложиться» в его музыкальный контекст (поскольку «стыкуется» музыка разных жанров, стилей и, что неизбежно, разных художественных уровней, возникает вопрос: какова же в таком случае эстетическая значимость музыкального воздействия? Есть ли гарантия, что «пестрота» множества занятий (изо дня в день, из года в год) не сформирует в сознании детей представление о равноценности «эталонной» и «обучающей» музыки (адаптированной к детским возможностям, задачам воспитания? Почувствуют ли дети красоту музыки П. Чайковского («Баркаролы», например, если гениальное произведение «окружено» музыкой совсем иного уровня? А если и почувствуют, то, тем более, оправдано ли такое музыкальное соседство? Не обернется ли педагогическая целесообразность эстетической погрешностью, ведь признаком хорошего вкуса считается умение дифференцировать музыкальные произведения по степени их ценности?
Череда вопросов побуждает к размышлению, поиску ответов.
Многообразие «видов деятельности» занятия нацелено на разностороннее развитие. Детей младшего и среднего дошкольного возраста эта форма музыкального воспитания развивает: учебные и воспитательные задачи в ней сбалансированы, не столь резок и эстетический контраст музыкального материала.
А что можно сказать о занятиях для старших дошкольников (особенно для подготовительной группы? С усложнением педагогических задач традиционное музыкальное занятие перестает играть свою развивающую роль: возможно ли качественная работа над пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями (упражнения, игра, пляска, игрой на детских музыкальных инструментах за 25-30 минут отведенного времени? Поневоле приходится видоизменять форму работы : на одном занятии больше петь и слушать, на другом – больше двигаться под музыку, играть и танцевать. К тому же с обращением к музыкальной классике «обостряется» разница художественных уровней музыкального материала. Получается, что, следуя принципу многообразия, придерживаясь формы, рискуешь не справиться с эстетическими задачами музыкального воспитания.
Мир музыки открыт и интересен детям. Я видела притихших, взволнованных, одухотворенных ребят, слушающих произведения М. Глинки, В. Моцарта, Л. Боккерини, Н. А. Римского-Корсакова, Ф. Шопена, С. Рахманинова. Может быть, «слушание музыки» следовало бы выделить (для старшей и подготовительной групп) в отдельное музыкальное занятие? Проблема совместимости снялась бы сама собой. Появилась бы возможность без спешки и суеты приобщать детей к музыкальной культуре : рассказывать о композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах и, главное, слушать прекрасную музыку (классическую, современную, народную, джазовую, не «переключаясь» затем на другие «виды деятельности».
Прослушав «Менуэт» Боккерини или «Вальс» Шопена, вдруг понимаешь, что после такой музыки возможна только тишина. Музыка для слушания хорошо «сочетается» с движением, цветом, словом.
Пение (включая хороводы, обыгрывание песен, музыкально-дидактические игры) также можно было бы проводить как отдельное занятие, на котором удобнее использовать подгрупповые и индивидуальные методы работы по обучению хоровому и сольному пению.
И, наконец, остаются все виды музыкально-ритмических движений : упражнения игры, пляски. Их тоже правильнее было бы объединить в занятие, называемое «ритмикой». Эта форма позволила бы применять наряду с групповыми подгрупповыми и индивидуальные методы работы, включать в занятие игровую и танцевальную импровизации, взыскательнее относиться к воспитанию культуры музыкального движения.
Таким образом, из двух традиционных занятий в неделю «выкраиваются» три специализированных : слушание музыки (10-12 минут, пение (25-30 минут, ритмика (20-25 минут).
Думается, что выделение «видов деятельности» в отдельные занятия повысит педагогическую эффективность, даст возможность избежать музыкальной пестроты. Тонкую проблему диссонирования произведений разных стилей (в пении и ритмике) также легче будет разрешить, полагаясь на собственный вкус, в рамках специализированных занятий.
Хочется сказать несколько слов об обучении игре на детских музыкальных инструментах. Задачи обучения достаточно сложны для всех ребят: не так-то просто освоить металлофон, ксилофон, фисгармонию, да и оркестровое музицирование трудновато для малышей из-за множества ударно-шумовых инструментов, заглушающих подчас ведущий голос фортепиано.
Может быть, обучение ребят организовать в форме дополнительной, кружковой работы, пригласив 10-12 самых способных из них для ансамблевого музицирования? Негромкий, но слаженный ансамбль лучше многоголосного и нестройного оркестра, во всяком случае, его эстетическое достоинство намного выше.
Мои заметки являются попыткой разрешения эстетического и методического диссонанса в музыкальном воспитании. Интересно, что думают об этом, как решают эстетические задачи музыкальные руководители, воспитатели, педагоги – все, кто занимается музыкальным воспитанием детей.