Наталья Мамаева
О психологических корнях детских болезней
▼ Скачать + Заказать документы
Довольно часто болезнь ребенка вызывает у родителей волнение, напряженность, тревогу. И это понятно: мы беспокоимся, если не понимаем, в чем причина происходящего, что нужно предпринять. Правильно поставленный диагноз и соответствующее медикаментозное лечение позволяют внести ясность и снова взять ситуацию под контроль. А если установить точный диагноз невозможно – ребенок часто простужается, его жалобы не ясны, а результаты медицинского обследования подтверждают нормальную работу всех органов? В этом случае говорят не столько о биологических, сколько о психологических причинах детских болезней.
Публикация «О психологических корнях детских болезней» размещена в разделах
Каковы эти психологические причины болезней, многие из которых берут свое начало именно в детстве?
О причинах. На этот счет существует ряд теорий. Например, одна из них предполагает, что существующий внешний конфликт по каким-то причинам не может быть разрешен в реальной ситуации и потому вызывают негативные эмоции (страх, злость, ненависть, гнев, раздражение, тревогу, которые подавляются. В дальнейшем «привычная», часто переживаемая реакция, а также постоянное напряжение, вызванное этим подавлением, может хронифицироваться, закрепиться, перерасти в серьезное заболевание. При этом местом локализации недуг скорее всего, выберет наиболее ослабленную часть организма.
Согласно другой теории, психологической причиной болезни может служить невозможность или неумение человека выразить переживаемую эмоцию вербально, найти ей соответствующий языковой эквивалент. Тогда человек буквально распирает от переживаемых чувств, которым необходимо найти выход. Однако не каждый взрослый человек способен эти чувства осознать, пережить, выразить приемлемыми способами, тем более – ребенок.
Установлено, что приблизительно в 7 - 8 лет переживание ребенка становиться «смысловым», т. е. он начинает осознавать свое переживание, понимать, что именно он чувствует – боится он, радуется или сердится. Тогда ребенок учится соотносить то, что происходит внутри него, с реакцией окружающих. Это понимание приводит к развитию эмоциональной его сферы и процессов рефлексии; способствует снижению эгоцентризма, пониманию чувств других людей. Умение не подавить, но справиться с негативными эмоциями, своего рода эмоциональная культура, является в том числе психологической профилактикой детских болезней.
О профилактике. Во-первых, обратите внимание на качество и количество контактов ребенка. С кем он предпочитает играть? Как и во что? Есть ли у него друзья? Если ребенок идет в дошкольное учреждение или школу неохотно, из-под палки, круг контактов небольшой, отношения близки к конфликтным, то болезнь для него отличный повод всех этих неприятностей избежать. Политика уговоров или тем более выговоров, возможно, даст кратковременный результат, но, скорее всего, будет воспринята ребенком, как отсутствие понимания. Для ребенка это может значить, что к родителям бессмысленно обращаться за помощью и рассказывать о своих проблемах – значит, реакция избегания будет единственным для него выходом и, скорее всего, закрепиться в поведении.
Во-вторых, обратите внимание на личностные особенности ребенка. Он может быть слишком застенчив, боязлив, тревожен, чрезмерно подвижен или склонен к агрессии. Независимо от направленности личности, такой ребенок нуждается в формировании адекватной и устойчивой самооценки, расширении сферы интересов, а также в обучении правильным способам реагирования, заданным, в первую очередь, семьей.
Учите ребенка выражать свои чувства. В дальнейшем у ребенка (или взрослого, который понимает, что именно он переживает, гораздо меньше шансов агрессивно выплеснуть эмоцию на окружающих или подавить ее, зачастую превращая в болезнь.