Людмила Кочергина
О проекте «Народы России: мы разные, но мы вместе»
▼ Скачать + Заказать документы
О проекте «Народы России : мы разные, но мывместе»
В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых походов гражданского и патриотического воспитания. Важно донести до сознания воспитанников уважение к государственной символике, любовь к родному городу, краю, нашей Родине России.
Публикация «О проекте „Народы России: мы разные, но мы вместе“» размещена в разделах
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Россия – это еще и большое многонациональное государство. На современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего поколения, начиная уже с дошкольного детства, в целях противодействия пропаганде экстремизма и снижения социально-психологической напряженности в обществе.
«Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира» — так говорится в Декларации
принциповтолерантности, принятой в 1995 г. генеральной Конференцией ЮНЕСКО. В условиях гуманизациии демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:
- этика и стратегия ненасилия;
- идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
- необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов и т. д.
Россия - многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному, доброму отношению к представителям других культур.
Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях, при этом своеобразие национального лишь подчёркивает значимость общечеловеческого.
Обычно дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с детьми других национальностей. Вместе с тем замечены проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т. д. В их основе лежат следующие факторы:
- детская непосредственность;
- ограниченный жизненный опыт;
- отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре, общения с ними;
- детская бестактность и т. д.
Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения и т. д.
Проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста в том, что патриотические чувства в этом возрасте ситуативные. То есть детей может взволновать только что услышанный рассказ о разнообразных народах России, но затем эти впечатления откладываются в душе, и возникшее чувство может угаснуть. Ребёнок, ставший участником проекта реализует свои возможности в разных видах деятельности.
В народной подвижной игре, при беседах и рассказывании сказок разных народов России активизируется монологическая речь, поощряется словотворчество, желание высказаться. В изобразительной деятельности дети знакомятся с различными костюмами народов России. В музыкальной деятельности дети знакомятся с фольклором народов России. Всё это позволяетребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, России, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Цель проекта.
- формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране;
- воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры;
- воспитывать у детей чувство глубокого уважения к культурным и национальным традициям народов, проживающих на территории России, чувство дружбы и взаимопонимания между представителями разных национальностей;
- знакомить с разными народами, проживающими на территории РФ, их традициями,праздниками, национальными костюмами, играми, национальной кухней, предметами быта, песнями и танцами.
- создать в детском учреждении развивающую предметно-пространственную среду, способствующую этому воспитанию.
Задачи проекта :
- углублять и уточнять представления о нашей Родине-России;
- развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом;
- формировать первоначальные представления о государстве, его символах (флаг, герб, гимн);
- закреплять и расширять представления об Уральском крае, Оренбуржье,городе Орске;
- дать детям знания о многообразии народов, проживающих на территории России, Оренбуржья, города Орска;
- воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину;
- способствовать формированию у детей интереса к народам России, познакомить с некоторыми особенностями разных народных культур;
- воспитывать толерантные чувства, терпимость к людям других национальностей.
Предполагаемый продукт проекта :
- провести цикл занятий по данной теме;
- организовать выставку детских рисунков;
- ознакомить детей с литературными, художественными и музыкальными произведениями;
- разработать рекомендации для родителей по данной теме;
- подготовить совместными усилиями детей, родителей и сотрудников детского сада мини-музей «Предметы быта и костюмы народов России»и итоговое мероприятие «Край, в котором мы живём»;
- подготовить презентацию проекта;
- сделать тематическую интерактивную папку (лэпбук) «Народы России».
Предполагаемый результат:
- Освоение доступных знаний об истории России, Уральского края, Оренбуржья, родного города.
- Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.
- Проявление внимания и уважения к людям разной национальности.
-Пополнение знаний о народах России.
- Представление о некоторых традициях, обычаях, праздниках разных народов.
- Знакомство с национальными играми, сказками, костюмами, национальными промыслами, кухней;
- Овладение исследовательскими умениями сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, делать выводы.
Ребёнок, принявший участие в проекте реализует свои возможности в следующих видах деятельности:
- Игровая деятельность;
- Чтение художественной литературы;
- Рассматривание иллюстраций, фотографий;
- Просмотр мультфильмов по мотивам русских народных сказок и сказок народов России (из цикла «Гора самоцветов»);
- Разучивание песен, стихотворений, песен о Родине, России;
- Разучивание пословиц, народных игр, стихотворений известных поэтов народов России (Мустай Карим, Муса Джалиль и др.);
- В изобразительной деятельности дети знакомились сразличными костюмаминародов России и национальными узорами.
Музыкально-литературный праздник «Край, в котором мы живём» – это итоговое мероприятие проекта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички)- татар, башкир, казахов, их песнями,танцами,народными играми, бытом, национальной кухней (чак-чак, эчпочмак).В празднике приняли участие дети, родители, сотрудники детского сада.
Народные подвижные игры разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Это игры: «Юрта» -башкирская игра, «Тимербай- татарская игра, «Горшки»- русская народная игра, «Байга» - казахская игра). Кроме того, игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки) и знакомили с обычаями и традициями разных народов.
Один из итоговых продуктов проекта- тематическая интерактивная папка (лэпбук) «Народы России», которую мы вместе с детьми будем использовать для закрепления и пополнения знаний о народах России.
Всё это позволяет ребёнку прочувствовать наиболее глубоко чувство гражданственности и патриотизма. Нет сомнения в том, что в результате проекта у детей будут сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Не следует ждать от детейвзрослых форм проявления любви к родному краю, России. Но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории России, символике, достопримечательностях, будут знать народы, которые населяют Россию, начнут проявлять интерес к жизни, сказкам, играм народов России и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполненными.
Педагогические методы и средства, используемые в процессе реализации проекта :
1. Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
метод сравнения: элементарный анализ; метод проектной деятельности; метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать; вопросы, грамотно и четко их формулировать; метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств; решение логических задач; экспериментирование.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:
- игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств;
- сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3. Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности :
- прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о народах России, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в нахождении новой, дополнительной информации;
- беседа – является связующим звеном.
4. Методы коррекции и уточнения:
- повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний;
- метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.
Итог реализации проекта :
«Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки, вызвав чувство гордости за свою Родину Россию. Знакомство с мини-музеем «Предметы быта и костюмы народов России» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта.
Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством разных народов (потешки, поговорки, заклички, песнями и танцами.
Организованная образовательная деятельность по изобразительному искусству, рисование национальных узоров, национальных костюмов,способствовала налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Развлечения, построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т. д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того,игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).
Новизна проекта :
Новизна данного проекта заключается в том, что в нё м представлена интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Предложения по возможному распространению проекта :
Проект можно использовать в старших возрастных группах детского сада, дополнительном образовании, для детей в группах кратковременного пребывания. Мы очень надеемся, что проводимая работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю, России; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Литература.
1. Антонов Ю. Э., Левина Л. В. Розова О. В. ,Щербакова И. А. Как научить детей любить Родину?- М. ,АРКТИ, 2003 – 168 с.
2. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с.
3. Ботякова О. А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил.
4. Вульфов Б. Воспитание толерантности: сущность и средства / Б. Вульфов // Внешкольник. – 2002. – № 6
5. Демиденко М., Кулькова О. Воспитываем терпимость //Школьный психолог. - 2002. -№15. -С. 6
6. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – 3-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2005. – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Козлова С. А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С. А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л. И. Катаева. – М. : «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с. : ил.
8. Журналы «Куклы в народных костюмах». Выпуски №1 -100. Издатель, учредитель, редакция: ООО «Де Агостини». Россия г. Москва.
9. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М: ТЦ Сфера, 2005. – 192с. (Серия «Вместе с детьми.)
10. Логинова Л. В. Что может герб нам рассказать… (Нетрадиционные формы работы по патриотическому воспитанию.) – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 72с. : ил.
11. Натарова В. И., Карпухина другие. Моя страна. - ТЦ Учитель,2005 г. -205с.
12. Орлова М. Формирование толерантности у дошкольников// Дошкольное воспитание. - 2003. -№11. -С. 51.
13. Е. А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт. -сост. Е. А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с.
14. Парамонова Л. Дошкольник в мире диалога: воспитание толерантности / Л. Парамонова, Т. Алиева,
15. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова, М. А. Ковальчук. – Ярославль: Академия развития, 2003.