Наталья Михальченко
Конспект занятия «Право ребенка на имя, отчество и фамилию»
▼ Скачать + Заказать документы
Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Тема НОД: Право ребенка на имя, отчество, фамилию.
Образовательные задачи: дать детям общее представление об их правах. Развивать правое мировоззрение и нравственные представления. Продолжить учить рассуждать, делать выводы. Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.
Ход:
Публикация «Конспект занятия „Право ребенка на имя, отчество и фамилию“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие мы с вами начнем обсуждение очень серьезной темы: «Права ребенка». Я расскажу вам об одной волшебной стране, в которой живут очень хорошие, умные, добрые люди. Вот только одни из них очень большие, высокие, а другие маленького роста. И большие и маленькие люди дружат между собой, любят друг друга. Казалось бы, все у них в стране хорошо. Но кое-что в отношениях больших и маленьких людей меня смущает. Большие люди всегда очень серьезные, занятые - они никогда, не шалят и не играют, как маленькие человечки. И еще очень часто говорят: «Я имею право…», «Это мое право…», а о правах маленьких человечков никто никогда не говорит. Будто их нет вовсе. Но это не так есть важный документ, в котором записаны все права детей. Этот документ называется «Конвенция о правах ребенка». Вы хотите побывать в этой стране и помочь маленьким человечкам узнать об их правах? (Ответы детей) Но как же мы сможем попасть в эту страну? (Ответы детей) Я предлагаю вам отправимся в путешествие на ковре самолете. Вы не возражаете? (Ответы детей) Садимся на ковер-самолет и отправляемся в полет (Дети садятся на ковер звучит музыка).
На волшебном ковре-самолете все закрывают глаза.
Воспитатель: Перед нами красивая поляна. Медленно опускается на поляну наш ковер-самолет. Открываем глаза (Пока у детей были закрыты глаза, в группу вошел маленький мальчик стоит и плачет) Что случилось?
Мальчик: Когда я ждал маму у магазина, ко мне подошла маленькая собачка. Я хотел ее погладить, а она убежала во двор. Я пошел ее искать, а когда вернулся, магазина не было, он куда-то подевался.
Воспитатель: Не плачь, мы тебе поможем найти маму. Поможем, ребята? (Ответы детей)
Раздается сообщение по радио.
Диктор: Потерялся ребенок, у него две руки, две ноги, два глаза, два уха, один нос, один рот.
Воспитатель: О ком же говорится в объявлении? Можно ли по этим приметам узнать, о ком идет речь? (Ответы детей)
Воспитатель: Такую характеристику можно дать любому ребенку.
(Раздается сообщение по радио) «Потерялся мальчик, он темноволосый, одет в белую рубашку, зовут его Дима».
Воспитатель: А вот сейчас кого ищут? (Ответы детей)
Конечно это наш Дима. Называя имя, мы можем определить, о ком идет речь, к кому обращаются! Теперь Дима найдет свою маму. (Мальчик уходит). До свидания.
Воспитатель: Так что же есть у каждого, чего не видно, но чем мы все отличаемся друг от друга? (Ответы детей) Верно – это имя.
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же наше имя значит?
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что каждое имя имеет свое значение. Что означают ваши имена? (Дети рассказывают о значении своих имен.)
Слава – крепок и силен,
Слава спортом увлечен.
Ролики, велосипед
Любит Слава с детских лет.
Артем – доброжелательный,
Спокойный и внимательный.
Старших Тема уважает,
Малышей не обижает.
Ум у Дашенки живой -
Быстро к цели приведет,
А характер огневой -
В жизни счастье принесет!
Продавцом игрушек -
Бархатных зверюшек -
Стать мечтает Даша,
Фантазерка наша.
Мария – добрая душа,
Всем спешит помочь.
И собою хороша,
Ласковая дочь.
Воспитатель: А нам пора отправляться дальше. Но что это? У нас на пути болото, и идти нужно осторожно, по кочкам (на полу раскладываются «кочки», вырезанные из бумаги). Давайте посмотрим вокруг. Что это? Конверт. Посмотрим, что внутри? Здесь загадки про имена. Может отгадаем их. (Ответы детей)
1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая – просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли (Красная Шапочка)
2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)
3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)
4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик – маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)
5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)
6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Станет талия осиной,
Если будет наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь!
(Дети повторяют описываемые движение)
Воспитатель: Молодцы дети отгадали все загадки. Известно ли вам, что имена растут вместе с людьми? Сегодня вы маленькие и имена у вас маленькие, но когда вы подрастете, ваши имена тоже подрастут и станут полными. Вставайте в круг, мы с вами послушаем, как красиво звучат ваши полные имена.
Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
Игра «Мое полное имя»
Дети передают друг другу «волшебную палочку» пока звучит музыка. Музыка затихает. Тот, у кого в этот момент оказывается палочка, называет свое полное имя).
Воспитатель: Продолжим наше путешествие. Ребята, как вы думаете, что такое тезки? (Ответы детей)
Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? Тезки – это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Ответы детей: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно, по фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Ответы детей: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. (Предложить нескольким детям назвать свои имя и отчество).
Воспитатель: В нашем конверте оказывается не только загадки, но и еще какие-то документы. Смотрите-ка, на них написано «Свидетельство о рождении», а внутри еще какие-то полосочки. На них, наверное, надо что-то написать. Как вы думаете, что? (Ответы детей) давайте с вами попробуем заполнить свои свидетельства о рождении.
(Каждый ребенок получает бланк и на средней полосочке печатными буквами вписывает свое имя.)
Воспитатель: Пока еще вы не умеете писать свое отчество и фамилию. Но вы можете попросить своих родителей, и они вам обязательно помогут. А еще запишите в свидетельство день своего рождения.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь? ( Ответы детей: Может быть это право на имя)
Воспитатель: Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Давайте сегодня на занятии заведем свою книгу «Конвенция о правах ребенка», в которую будем вкладывать права детей, с которыми мы будем знакомить на занятиях. На первой странице нашей книги напишем право на имя. (Страницу вкладываем в книгу и убираем ее до следующего занятия)
Воспитатель: Вот и наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы сядем на свой ковер вернемся в наш детский сад. Представьте, что мы летим по синему небу, а вот и показался наш детский сад. (Дети открыли глаза).
Где мы были? (Ответы детей)
Что мы узнали? (Ответы детей)
С каким правом познакомились? (Ответы детей)