Елена Маркова
О познавательном развитии детей двух-трех лет
▼ Скачать + Заказать документы
Почему маленькие дети такие любопытные? Как относиться к этой их особенности? Мир, развертывающийся перед глазами ребенка, огромен и многолик. Малыша интересует все: люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы и т. п. Однако ему еще трудно понять взаимосвязи и взаимозависимости, существующие между сложными явлениями окружающей действительности.
Малыш познает мир по-своему, по-детски, на эмоционально-чувственной основе, в первую очередь усваивает лишь то, что лежит на поверхности и доступно его пониманию. Однако, взрослому необходимо учитывать, что первые знания становятся стержневыми в познании окружающего мира, сохраняя свою значимость и для последующего освоения действительности.
Публикация «О познавательном развитии детей двух-трех лет» размещена в разделах
Поэтому познавательное развитие маленького ребенка не следует понимать упрощенно. В первый период жизни он не только накапливает впечатления, расширяет чувственный опят. Малыш учится ориентироваться в окружающем его мире, у него начинает формироваться система знаний, которые, образно говоря, раскладываются по полочкам.
Взрослый преподносит ребенку то, с чем малышу полезно познакомиться.
Почему малыш не теряется в калейдоскопе этих первых, обрывочных знаний? Потому, что познание мира происходит у него через познание человека. Следует выделить центральное, стержневое звено - знания о человеке, которые должны быть преподнесены ребенку в доступной форме. Все другие знания начинают восприниматься в связи с пониманием человека: человек и его жилище (дом, человек и результаты его труда (например, выращивание овощей, фруктов и т. п., человек и растительный мир (уход за комнатными растениями, а также работа на огороде, в саду и т. п., человек и животный мир (забота о животных, их значение в жизни людей:корова дает молоко, курица - яйца и т. п.).
Эти представления на протяжении третьего года жизни формируются постепенно - в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения.
Взрослый должен вести ребенка от простого к сложному, помня о том, что дитя видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьез уже с первых лет жизни.
Любая информация должна быть представлена в доступную для ребенка форму.
На третьем году дети начинают е только свободно ориентироваться среди окружающих предметов, но и получать более точные представления об их качествах и взаимозависимостях. Они познают такие свойства, как твердый - мягкий, сухой - мокрый, холодный - теплый, чистый - грязный, длинный - короткий и т. п., а также расположение предметов в пространстве (в, над под, из, высоко - низко, далеко - близко, их количество (один, много, мало, особенности движения (быстро - медленно, вперед - назад).
Ученые отмечают, что на третьем году жизни в 3 раза увеличивается число высказываний, в которых дети хотят уточнить цель, причину и следствие заинтересовавших их ситуаций. Общение со взрослыми носит познавательный характер. Малыш проявляет особое отношение ко взрослым, которые стремятся удовлетворить его любопытство и интерес.
Выехали на дачу. И сразу у ребенка лавина впечатлений. Очень привлекает животный мир. Как рассказать ребенку о братьях наших меньших, чтобы он хотя бы что-то понял?
А может, для малыша 2,5 - 3-х лет достаточно обыкновенного созерцания? Нет, нельзя ограничивать познавательное развитие ребенка. Знание, полученное им ранее следует закрепить, чтобы сын (или дочь) знал их (кошка, собачка, петушок, курочка, цыплята, гусь, козочка, коровка, свинка, барашек и т. п.)
Ребенок начинает узнавать не только взрослых животных, но и их детенышей (котенок, поросенок, цыпленок, щенок). Он более продолжительно наблюдает за рыбками, птицами, узнает их по повадкам, находит на картинках. например, рассматривая картинку "Кошка с котятами", дети отмечают, что "большая кошка - мама, а маленькие котята - ее дети".
Родители продолжают воспитывать у малыша добрые чувства и заботливое отношение к животным. Предложите детям понаблюдать за животными в различных его состояниях (спит, ест, бежит, а затем проявить заботу (покормить, напоить, приласкать).
Из сказок, песенок, рассказов малыши хорошо знают и диких животных (лису, зайца, волка, медведя, белку, ежа). Они наделяют их определенными чертами (лиса - хитрая, волк - злой, заяц - трусливый).
Вместе с тем, в этот период жизни уже следует формировать у ребенка реалистическое представление о диких животных, их повадках. Если нет возможности показать их в натуре (в зоопарке, цирке, то следует подобрать картинки. Ну, конечно, же, и экзотические животные, живущие в жарких странах, привлекут внимание малыша. В игрушках, на картинках он узнает слона, тигренка, крокодила.
А еще лучше, если вы не только покажете и назовете изображение, но и споете песенку, прочитаете стихотворение о них.
Важно научить ребенка при наблюдении выделять наиболее яркие, характерные особенности животных (у коровы, козы - рога, у петуха - красный гребешок, у зайца - длинные уши, короткий хвост, у медведя - маленькие уши и нет хвоста и т. д.) Это необходимо для развития мыслительных действий, анализа, сравнения, обобщения. Ведь именно в познании ярко видно, как малыш учится сравнивать и обобщать, выделять главные признаки.
Знакомясь с животными, ребенок анализирует их внешние данные, голосовые реакции. Впервые на третьем году жизни дети практически познают закон всего живого : для живых существ необходимы пища, вода, тепло. Все живые существа передвигаются в пространстве и имеют глаза. ребенок начинает ощущать зависимость животного от человека.
Знакомству с растительным миром отводится значительное место в воспитании ребенка. Ему можно не только показать, но и назвать комнатные растения: герань, фикус и т. д.
Очень полезно ухаживать за растениями в присутствии ребенка, мыть, поливать растения, показывать пример бережного отношения к ним.
Взрослый подчеркивает, что растения живые: они растут, пьют воду, любят свет, тепло, им необходимо солнышко. В зависимости от времени года малыш наблюдает растения в природе: весной на ветке вырастают маленькие листочки, листочки появляются и на срезанных ветках, поставленных в воду, осенью листья желтеют, опадают. Зимой только елочка остается зеленой. Весной дети наблюдают первые весенние цветы, рассматривают траву, одуванчики. Детей знакомят со словами "листья", "стебель", "цветок". Малыши учатся находить эти части по просьбе родителей. При этом слове "цветок" они начинают соотносить не с целым растением, а с красочной его частью.
Особое место отводится ознакомлению с растениями, растущими в огороде. Взрослые могут привлечь малыша к уходу за ними. Дети узнают, что на грядках растут морковка, репа, огурцы и т. п. У ребенка формируется представление об овощах как огородных культурах и продуктах труда человека. Ознакомление начинается с целевых прогулок на огород, где малыш видит результаты труда - выращенные овощи.
Вместе с тем дети этого возраста могут осваивать особенности их произрастания (репа растет в земле, а листики находятся на поверхности грядки). Точно так же растет морковь.
Внимание ребенка следует обратить на цвет, форму овощей (репа - круглая, желтая, морковь - длинная, оранжевая и т. д.) Можно предложить детям принять участие в сортировке и мытье овощей. Следует показать их обработку (очистку, шинковку) перед употреблением в пищу, а затем обязательно дать попробовать на вкус. Все дело в том, что морковка, которую он съест, особая. Он сам ухаживал за ней, сам сорвал. С ее помощью малыш прикоснулся к самой жизни. Вот это важно. Знакомя ребенка с огородными культурами, закрепляя его знания, взрослые используют произведения народного творчества.
Можно загадать загадки:
-Сидит девица в темнице, а коса на улице (Морковь)
-Без окон, без дверей - полна горница людей (Огурец)
Помогут в этом и загадки, и потешки, и сказки, например, сказка "Репка"