Ирина Рамазанова
О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы
▼ Скачать + Заказать документы
Рамазанова И. Р.
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ РАБОТЫ
Одна из актуальных проблем музыкального образования
в современном мире – это раскрытие творческого потенциала детей. Развитие и воспитание учащихся, которые являются основной задачей современной педагогики, требуют от педагога-музыканта творческого подхода к поиску путей ее решения.
Публикация «О некоторых вопросах всестороннего развития детей в процессе вокально-хоровой работы» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
К воспитанию надо подходить, как к искусству. В своих трудах выдающийся советский педагог-новатор В. А. Сухомлинский говорил, о том, что музыкальное воспитание – это, прежде всего воспитание человека,
а не воспитание музыканта [5].
В работах многих педагогов-музыкантов говорится о том, что хоровое пение имеет особое значение для развития творческого потенциала учащихся. Педагог-хормейстер Ю. Б. Алиев в своей работе «Пение на уроках музыки» писал: «Музыкальные ценности, приобретенные в процессе приобщения ученика к хоровому пению, часто остаются достоянием его внутреннего мира на всю жизнь» [1; 101].
Г. П. Сергеева говорит о хоровом пении, как о многофункциональном развитии : память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни, аналитические умения, умения и навыки коллективной деятельности и др. [4].
Б. С. Рачина в работе «Технологии и методики обучения музыке
в общеобразовательной школе» уделяет большое внимание хоровому пению. По ее мнению «Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства
в процессе духовного формирования личности» [3; 103].
Говоря о хоровом пении, как о средстве всестороннего развития ребенка, следует отметить, что в результате музыкальных занятий происходит:
музыкальное развитие;
умственное развитие;
физическое развитие;
эстетическое развитие.
В плане музыкального развития хоровое пение создает интонационно-ритмическую базу, формирует слуховые представления, способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Хоровое пение влияет на умственное развитие, формируя мышление, внимание, память, воображение.
Следует отметить, что в процессе занятий хоровым пением совершенствуется физическое развитие детей : формируются дыхательные функции, развивается координация движений, улучшается осанка, что
в конечном итоге благоприятно влияет на общее состояние здоровья ребенка.
Многие дети впервые знакомятся с хоровым искусством
в общеобразовательной школе. Хоровое пение в школе способствует укреплению межпредметных связей, так как включает в себя знания разных областей, и, прежде всего, следует отметить взаимосвязь музыки и литературы. В хоровом искусстве особое значение имеет не только музыкальная основа, но и литературная составляющая, так как в содержание хоровой партитуры включено слово. Хоровой деятель А. Егоров писал: «Хоровой коллектив а капелла – это своеобразный вокальный оркестр, который на основе синтеза музыки и слова передает своими богатыми вокальными красками идейно-художественные образы музыкального произведения» [2; 6]. Основная цель композитора и писателя создать произведение, чтобы передать свои переживания и чувства, свое видение жизни.
Хочется так же отметить связь хорового пения с изобразительным искусством. Даже существуют выражения «музыкальная живопись»
и «живописная музыка». Говоря о произведениях изобразительного искусства, часто употребляют выражение цветовая гамма, а рассуждая
о музыкальных произведениях звуковая палитра. Любой рисунок
в изобразительном искусстве, как и мелодическая линия в хоровом пении, несет в себе характерную интонацию. На уроках музыки часто используется метод иллюстрирования музыкальных сочинений, так как плавные линии рисунка, как и плавная линия мелодии, передают мягкость, покой, нежность. Ниспадающие, нисходящие – это линии успокоения или грусти. Восходящие, взлетающие олицетворяют радость, свет, энергию. Соединение разных мелодий, интонаций, линий рисунка влечет за собой напряженность, драматизм образа. Это говорит о близости и взаимопроникновении данных видов искусства.
Обращая внимание на использование межпредметных связей
в процессе вокально-хоровой работы с детьми в общеобразовательной школе, следует отметить и тот факт, что музыка тесно связана с таким предметом, как математика. И там, и тут на первых ролях находятся числовые связи и их соотношения. Ладовые построения фраз, аккордовые и интервальные соотношения, метроритмические компоненты звучности, сама форма
и структура музыкальных произведений: все это тесно связано
с процессом арифметических вычислений. Можно смело сказать, что
в результате музыкальных занятий и в частности вокально-хоровой работы, ребенок постигает математические основы.
Все вышеизложенное позволяет нам сказать, что хоровое пение – это прекрасная психологическая, нравственная, умственная и эстетическая среда для развития детей. Занятие хоровым пением является действенным способом всестороннего развития детей, в процессе которого осуществляется не только их вокально-хоровое развитие, но и происходит углубление знаний литературы, изобразительного искусства, математики, совершенствование физической культуры и укрепление здоровья ребенка.
Список литературы:
1. Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки. Конспекты уроков. Репертуар. Методика. – М., 2005.
2. Егоров А. Теория и практика работы с хором. – М. -Л., 1951.
3. Рачина Б. С. Технологии и методика обучения музыке
в общеобразовательной школе. – СПб., 2007.
4. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания
в начальной школе. – М., 2000.
5. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Изд. 4. – Киев, 1973.