Елена Неустроева
О характере познавательной активности детей. Консультация для родителей «Изучаем детские вопросы»
▼ Скачать + Заказать документы
«Изучаем детские вопросы»
Основным методом изучения характера и направленности детских вопросов является фиксация и анализ задаваемых детьми вопросов. В большинстве случаев учёными изучались спонтанные вопросы; этой цели в наибольшей степени отвечает метод наблюдения. С его помощью можно зарегистрировать вербальные вопросительные проявления ребё нка в различных формах жизнедеятельности: в режимных процессах, на занятиях, в свободной деятельности. Например, в исследовании Т. А. Серебряковой сбор и анализ вопросительно – познавательных проявлений стали способом оценки познавательной активности старших дошкольников. Был сделан упор на фиксации вербальных проявлений детей в разных условиях пребывания в ДОУ. Анализировалось количество и главным образом содержание задаваемых ребёнком в процессе общения вопросов, так как это свидетельствует о его познавательной направленности на ту или иную область действительности. Автором выделены оценочные критерии уровня сформированности вопросительной активности, распределё нные на три группы параметров:
Публикация «О характере познавательной активности детей, Консультация для родителей „Изучаем детские вопросы“» размещена в разделах
1. Количественные показатели
2. Качественные показатели
3. Показатели, характеризующие потребность ребёнка в воспитательно – познавательном взаимодействии со взрослым.
Н. Б Шумакова предложила комплекс методик, предусматривающий изучение поисковой (исследовательской) функций вопроса, определила совокупность требований к изучению вопросов в условиях необходимости их произвольного формулирования. По мнению автора, методика исследования должна быть подчинена обязательным условиям:
- она обеспечивает возможность самостоятельного формулирования задачи;
- формулировку задачи не следует непосредственно связывать с успешностью её решения;
- экспериментальный материал и организация непременно вызывают необходимость поиска решения и проверки найденного результата. Это необходимо для изучения динамики вопросов в процессе поиска решения, а в сочетании с требованием самостоятельного формулирования задачи – роли вопроса на основных этапах решения задачи
- должно присутствовать разнообразие типов мыслительных задач – образных, вербальных, практических.
Таким образом, основными диагностическими средствами, позволяющими проследить характер познавательной активности ребёнка в форме вопросов, являются метод наблюдения и специально созданные диагностические методики.
Методика «Вопрошайка» (Н. Б. Шумакова) – Цель: выявить уровень вопросительно- исследовательской активности детей дошкольного возраста.
Методика «Угадайка, что в ящике» (Э. А. Баранова)— Цель: изучить произвольную познавательную активность.