Людмила Хохлова
Консультация «О детской агрессии»
▼ Скачать + Заказать документы
Злой, агрессивный ребёнок, драчун и забияка - большое родительское огорчение. Детская агрессивность - признак внутреннего эмоционального неблагополучия, один из неадекватных способов психологической защиты. Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников и не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Для данного ребёнка это единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.
Публикация «Консультация „О детской агрессии“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
В нашей жизни происходит много событий, которые могут ожесточить и озлобить. Дети чётко улавливают настроения окружающих, поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство и безысходность, оценивать отрицательно поступки других. Подобные проявления своего недовольства и обиды бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка. Взрослые не должны удивляться, почему ребёнок повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей.
Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным, поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Помочь ребенку выразить агрессию лучше всего через игры, ведь в них можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры, а также с друзьями своего ребёнка. Лучше всего для игр выделить отдельное время и не ограничивать его. Не исключено, что от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать.
«ВЫБИВАЕМ ПЫЛЬ»
Каждому участнику даётся "пыльная подушка". Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её "почистить".
«ДЕТСКИЙ ФУТБОЛ»
Вместо мяча - подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья - обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель - забить в ворота гол.
«ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ»
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника - штурмом взять её (запрыгнуть, издавая победные крики типа: "А-а-а", "Ура!" и т. д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены.
«ШТУРМ КРЕПОСТИ»
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т. д. - всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча - "крепость" - не разлетится на куски.
«ОБСТРЕЛ СНЕЖКАМИ»
Заготовьте с ребенком «снаряды» : снежки можно сделать из скомканной бумаги. Бросайте друг в друга бумажные снежки, не забывая прятаться и уворачиваться от «снарядов» противника. Дети очень любят эту игру и «воюют» довольно продолжительное время.
«ФЕЙЕРВЕРК»
Предложите ребенку пачку цветной бумаги, которую он сначала рвет на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Важно дать побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока ему интересно.
«ШТОРМ»
Можно поиграть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую емкость, представить, что это море, и предложить ребенку подуть на воду, чтобы получились большие волны (море штормит).
«ОБЗЫВАЛКИ»
Взрослый и ребенок стоят напротив друг друга и кидают по очереди мяч, при этом обзывая каждого «обидным» словом, которое разрешено, например, овощами: «Ты огурец!» — «А ты кабачок!» и т. д.
Игры с водой благотворно влияют даже на самого отчаянного бунтаря, помогают его успокоить. Полезно созерцать водоемы, наблюдать за жизнью обитателей аквариумов. Переливание жидкости из одной емкости в другую охлаждает пыл. В ванне можно устроить детскую рыбалку, для которой необходимы удочки на магнитах и набор рыбок. Очень хороши игры с водным пистолетом на даче или природе, которые способствуют выплескиванию накопившихся эмоций. И, конечно, благотворно влияет на агрессивных детей плавание, посещение бассейна и аквапарка.
Игры с сыпучими материалами формируют усидчивость, борются с внутренним напряжением. Для знакомства рекомендуется насыпать песок или крупу в миску и предложить ребенку потрогать, погружая туда руки. Затем можно порисовать дорожки, круги, спирали, простейшие изображения предметов. Большой интерес у детей вызывает игра в археологические раскопки, когда мелкие игрушки прячутся в сыпучие материалы. Ребята ищут сокровища с помощью кисти, ложки или просто пальчиков. Благотворно влияет на агрессивных детей рисование на манной крупе. На лист картона наносится клей, насыпается манка, остатки ее стряхиваются и на высохшей поверхности рисуют гуашью. Особенно хорошо таким способом удаются пейзажи, т. к. осуществляется плавный переход красок. Дети с удовольствием играют в тактильные мешочки, так называемые «капитошки». В них насыпают различные крупы, и дети должны на ощупь догадаться, что внутри. Можно выполнить аппликацию из макарон различной формы и цвета на картоне или пластилине. Рисуется шаблон для аппликации (рыбка, цветок, а ребенок дополняет его макаронами.
Таким образом, очень важно чувствовать своего ребенка, относиться к нему с пониманием. Если он сердится - это своеобразный сигнал о помощи. И задача, нас, взрослых, не наказывать, а помочь и поддержать, вместе поиграть в специальные игры.