Папки-передвижки

Нравственные основы формирования личности на начальном этапе обучения и воспитания в школе-интернате

Наталья Селиванова
Нравственные основы формирования личности на начальном этапе обучения и воспитания в школе-интернате
▼ Скачать + Заказать документы

Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.

Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.

Публикация «Нравственные основы формирования личности на начальном этапе обучения и воспитания в школе-интернате» размещена в разделах

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.

Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Достаточно учителю продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка на поиск дополнительных услуг на стороне.

Всякий знает, как важно воспитывать человека с ранних лет. Наклонности и качества, приобретенные человеком в детстве, остаются в нем на всю жизнь. Чему научишь в детстве человека, что он будет в это время видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь. Всякий знает, как велика сила привычки. Важно развитие в детях добрых привычек с самых малых лет их жизни.

Нравственное воспитание как процесс, направлено на целостное формирование и развитие личности ребёнка, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания у младшего школьника должно сформироваться чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям труда.

Моя задача, как педагога - превратить долг, честь, совесть, достоинство во внутренние стимулы каждого ребёнка.

Путь реализации данной задачи, конечно очень долгий и кропотливый. И начальная школа-это лишь фундамент, на котором начинают формироваться взаимоотношения со сверстниками.

Хочу отметить, что школа – интернат, даёт свои большие преимущества и ряд недостатков в формировании нравственного воспитания. Дети целый день, каждый час, каждую минуту общаются в одном коллективе. Они как цветок, медленно раскрывающий свои лепестки, впитывающие в себя ВСЁ. И задача педагога школы очень тяжела - ежеминутно направлять детские взгляды, мысли.

Именно направить, ведь для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится, прежде всего, послушанию, что, несомненно, радует учителя. На мой взгляд, в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения, ведь это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни, к неумению найти выход из положения в той ситуации, когда он оказывается вне класса, школы. Поэтому воспитательный процесс должен быть построен так, чтобы предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. И наша задача научить ученика правильно действовать, когда за ним не наблюдают, когда от него не требуют отчёта.

В моём классе дети, приобретая собственный нравственный опыт, как и любой взрослый, ошибаются, неправильно поступают. И это, на мой взгляд - путь к познанию, ведь в жизни на каждый поступок нет готовых ответов, быстрых решений. Я, помогаю ребёнку осознать и пережить ошибочность, безнравственность его поступка; разумеется, помогаю ему не только исправить поведение, но и повлиять на направленность мотивов, вызвавших то или иное действие.

Опыт работы помогает мне выявить те эффективные приёмы, которые способствуют формированию духовно- нравственной личности. Прежде всего, в своей работе я обеспечиваю эмоциональную насыщенность общей учебной и внеклассной деятельности, организую совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие ее участников. С каким восторгом дети ждут классного часа, открытых уроков, внеклассных мероприятий, чтобы показать свою индивидуальность и творчество. Готовясь к школьным мероприятиям, каждый старается внести свой вклад, проявляется чувство товарищества и ответственности. Дети переживают, как они ответили на уроке, выступили на празднике, не подвели ли они учителя, воспитателя. Им важно мнение взрослых и других детей.

Каждый день я создаю атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Наши уроки начинаются с упражнений: «Подари улыбку», «Хорошее настроение».

Постоянно утверждаю, радостный стиль жизни детского коллектива и каждой личности, гуманистическое воспитание никогда себя не исчерпает.

При этом учитываю положительное воздействие общественного мнения (интересно, важно, понравилось.)

Забочусь о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания.

Каждый день заканчивается рефлексией, которая проводится в конце урока, в конце учебного дня, в кругу своих одноклассников. Детям интересно высказывать своё мнение, видеть, что к его мнению также прислушиваются другие, чувствовать себя увереннее.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит в процессе обучения. Урок - место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений.

Чтобы формировать нравственное сознание школьников, я помогаю учащимся осмыслить как их собственный опыт, так и опыт других (пример товарищей, взрослых, примеры из литературы).

Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература.

Влияние художественной литературы на нравственное воспитание школьников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать.

Для формирования нравственных качеств личности школьника я использую следующие принципы: системность, наглядность, доступность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Знакомство детей с художественной литературой я начинаю с 1 класса с миниатюр народного творчества: потешек, песенок, прибауток, частушек. Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановое.

В течение 4 лет знакомлю детей с большим количеством произведений детской художественной литературы: читаем и рассказываем сказки, показываем настольные кукольные театры, читаем книги с иллюстрациями, разучиваем произведения русского фольклора - это детский фольклор, частушки, песенки, прибаутки, загадки, чистоговорки, игры.

Формирую у детей умение воспринимать литературное произведение, определять основных героев (о ком говорится в произведении, высказывать свое отношение к ним (кто нравится и почему).

В младшем школьном возрасте ребенок еще не может дать правильную моральную оценку, важная роль отводится учителю, он помогает осмыслить ситуацию, перенося свое положительное или отрицательное отношение на конкретные поступки героев.

Приобщая детей к художественной литературе, я старалась подобрать такие произведения, героями которых можно восхищаться, подражать, которые помогают в формировании нравственных чувств у детей : товарищества, честности, правдивости, уважения к труду взрослых, ответственности за свои поступки, умению видеть добро и зло, способствуют развитию у детей любви к родному краю, к родной природе.

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народной педагогики. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт.

Чтение художественных произведений сопровождаю показом наглядного материала. Рассматривание иллюстраций и важный момент, рисунки художников помогают понять смысл произведения. Книги подбираю выразительные, яркие - начиная с переплета, качества бумаги, печати, иллюстраций; доступные по языку, образам, по силе выраженных чувств. Это позволяет, более глубоко воздействовать на чувства ребенка, способствует запоминанию текста. В этом случае помогает улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у детей удовольствие и радость.

Могучим средством воспитания детей младшего возраста является игра. Недаром этот возраст называют возрастом игры. В работе с детьми я использую коллективные игры-занятия, игры-инсценировки, игры-упражнения, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. С помощью игр решаются самые разные задачи.

В связи с этим периодически с детьми организовываю игры - драматизации по литературным сюжетам. В любом случаи драматизирую сказку, дети проигрывают её сюжет, овладевают способами исполнения ролей в инсценировке, принимают на себя роли сказочных героев, действуют в их образе. С помощью детских книг стараюсь воспитать в детях нравственные качества в общении между сверстниками, в коллективе.

Важным условием нравственного воспитания школьников является общий нравственный "климат” в классе и школе, стиль отношений между учителями и детьми, детских взаимоотношений.

К нам в школу-интернат приходят дети из других коллективов. Они попадают практически в другую страну с узнаванием незнакомых обычаев и правил. Наблюдения показали, что одни дети относительно быстро вливаются в коллектив, приобретают новых друзей, они доброжелательны, у них почти всегда хорошее настроение. Другим детям трудно выполнять все требования правил поведения. Но, как правило, отношения постепенно нормализуются, дети осваиваются с новыми требованиями, с новым режимом.

Полноправными членами коллектива ученики ощутят себя тогда, когда в классе царит обстановка взаимной заботливости и внимания, доброжелательности и требовательности. При таком подходе развиваются достоинства каждого, преодолевается неуверенность слабых, не замечаются их недостатки. Конечно же определяющее значение в нравственном воспитании имеет личный пример учителя, его отношение к детям. Даже в мелочах, в манерах дети стараются подражать своему учителю.

Я избегаю общих оценок личности каждого ученика. Считаю, что может быть плох поступок, а не ученик. Поэтому можно хвалить или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного факта переносить на его личность в целом и говорить, что он вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.

За нравственным развитием ребенка требуется следить так же тщательно, как и за его успехами в чтении, письме, математике.

В заключение хочу сказать, каждый из нас призван «сеять разумное, доброе, вечное» и отвечать за полученный урожай.

Публикации по теме:

«Погода в Доме» -песня переделка на юбилей сотрудницы 1 куп. Тебя пришли мы, Олечка, поздравить И пожелать здоровья и добра. Мы знаем все тебя и уважаем. Желаем, чтоб такой всегда была. П/В. :.

Статья для конференции «Духовно-нравственное воспитание» Все мы взрослые желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственные основы формирования личности на начальном этапе обучения и воспитания в школе-интернате
Опубликовано: 26 ноября 2014 в 21:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственные основы формирования личности на начальном этапе обучения и воспитания в школе-интернате» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Селиванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД