Ангелина Галиуллина
Нравственное воспитание средствами анализа художественных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном возрастном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка. Наиболее точным и истинным способом нравственного воспитания и всестороннего развития дошкольника является чтение и анализ художественных произведений.
Публикация «Нравственное воспитание средствами анализа художественных произведений» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Художественная литература – одно из важнейших средств нравственного воспитания и всестороннего гармонического развития личности и является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дошкольники при чтении и анализе художественных произведений – об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка. На примерах простых, доступных рассказов малыши учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. Воспитанники знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и жадности. Используя художественные произведения, взрослые могут формировать нравственные чувства дошкольников, нормы нравственного поведения, воспитывать эстетическое восприятие и эстетические чувства.
Цель работы по образовательной области «Чтение художественной литературы» в дошкольном учреждении – формирование нравственных качеств ребенка, умения анализировать и оценивать свои поступки и эмоции, а также поступки и эмоции других людей с позиции нравственности, социальных норм, развитие способности к сопереживанию.
Работая с детьми 4-6 лет при развитии психических способностей ребенка и нравственного воспитания, я использую литературу автора Г. Н. Жучкова. Так как короткие рассказы позволяют формировать у дошкольников нравственные представления, в процессе анализа дети высказывают свою точку зрения.
Анализируя рассказ «Грубость и драка» дети отмечают отрицательные и положительные черты характера героев. Рассуждают как можно было поступить в данной ситуации, отображают поведение героев при инсценировки рассказа.
В рассказе «Жадность» - главная героиня мышка, «захотела золотые рожки олененка». Мышка уговаривала оленя, дразнила его, хитрила, добиваясь разными способами, чтобы получить рожки. Олененок не потерпел такие оскорбления и отдал свои золотые рожки мышке, когда мышка добилась своего, стала хвастать перед своими «серыми подружками», вдруг из-за кустов выпрыгнул кот, «мышка не смогла спрятаться в норку, ей помешали рожки». В процессе анализа рассказа дети отвечали на вопросы: что же случилось? Как повела себя мышка? Нужны ли мышке золотые рожки? Почему они ей не нужны? (ответы были разнообразны, но в конце анализа выяснилось что мышка, жадная и хвастливая, что привело ее к гибели. На примере героев «Мышки и олененка» дети учатся различать черты характера, давать нравственную оценку происходящего.
«Злой язычок» в этом рассказе главный герой мишка, все лесные жители проходя мимо, приветствовали его, улыбались ему, а в ответ мишка издавал устрашающий крик. Мимо летела пчела, мед собирала, поздоровалась с мишкой, а он ей отвечает криком да язык показывает, рассердилась пчела и укусила мишку прямо в язык. Заревел мишка! Беседуя, дети рассуждали, отвечая на вопросы: Как же быть? Будут ли теперь играть с ним звери? Как себя чувствовали лесные звери? Дети высказывали свое мнение о нормах поведения в обществе, при этом сочувствуя медведю, понимая, что он не прав.
Рассказ «Шаловливые игры» в процессе анализа прочитанного учила детей искать выход из конфликтных ситуаций. Знакомясь с рассказом «Сережа и щенок» мы говорили о том, что «хороших» и «плохих» детей не бывает, а бывают разные поступки.
Эмоционально верно воспринятый рассказ или сказка вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает его личность.
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений во время непосредственной образовательной деятельности:
- развивает психические способности ребенка,
- расширяет и углубляет кругозор, обогащает знания и эмоции ребенка;
- служит средством воспитательного воздействия на воспитанников;
- способствует обогащению и развитию языка воспитанников.
Использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного нравственного воспитания детей, способствует пополнению жизненного опыта, формируя нравственную культуру ребенка. Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принять, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.
Для мыслящих людей разных исторических эпох было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость.