Надежда Ижболдина
Нравственное воспитание как важнейший аспект личностного развития обучающегося
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи.
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в без духовности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания нравственных поступков подростков в ситуациях выбора связана, по крайней мере, с тремя положениями:
Публикация «Нравственное воспитание как важнейший аспект личностного развития обучающегося» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко - нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.
Во-вторых, в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
В-третьих, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют обучающегося о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Нравственное воспитание является процессом, направленным на целостное формирование и развитие личности обучающегося, и предполагает становление его отношений к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе. В процессе нравственного воспитания учебное учреждение формирует у обучающегося чувство патриотизма, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Воспитание — это процедура целенаправленного развития и становления человека как личности. Это тщательно структурированное и контролируемое воздействие педагогов на воспитанников, и целью воспитания как управляемого процесса является формирование востребованного и ценного для общества человека.
Именно поэтому воспитание нравственности и морали определяют как комплексный процесс становления: – нравственного облика (воспитание с младшего возраста терпеливости, гуманности, добродушия и сострадания к ближним); – нравственной позиции (это способность проявлять бесстрашие и силу воли в преодолении различных жизненных обстоятельств, бескорыстие и благородство, и умение различать границу между плохим и хорошим); – нравственных чувств (к ним относят честь, чувство долга, умение нести возложенную ответственность, это и любовь к родине, и уважение к старшим); – нравственного поведения (это благовоспитанность, умение себя вести, проявления кротости и послушания).
В средние специальные учебные заведения юноши и девушки приходят достаточно взрослыми, нередко вполне сформировавшимися в нравственном отношении людьми. Уже присущие им нравственные убеждения и качества сложились под влиянием семьи, дошкольных и внешкольных учреждений, средних школ. С раннего детства современная молодежь испытывает мощное влияние средств массовой информации, мира искусства. Следовательно СПО не первым и не в одиночку воспитывает студента. Оно только подключается к нравственному формированию личности. Учреждения СПО готовят не только специалистов определенной сферы деятельности, но и формируют гражданские качества студентов.
Значительная роль в становлении личности ребенка принадлежит воспитателям и педагогам. Вся их работа направлена на то, чтобы заинтересовать подростка, увлечь его настолько, чтобы в процессе обучения у обучающихся развивалась тяга к знаниям, формировались представления об ответственности и моральном долге, о внешнем мире и своих обязанностях, по отношению к тому, что их окружает.
Пути решения проблем нравственного воспитания могут осуществляться как в процессе обучения, так и в свободное время могут быть использованы этические беседы, конкурсы, тематические вечера и др.
Для реализации разработана программа воспитания обучающихся. Она очень обширна и охватывает круг различных нравственных отношений, в которых отчетливо проявляются моральные качества. Структура воспитательного процесса слагается из воспитывающей среды, воспитывающей деятельности и осмысления воспитанниками своей жизни по отношению к окружающей действительности.
Системный подход в нравственном воспитательном процессе во внеурочной деятельности имеет актуальное значение, т. к. духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития, она является основой нравственности.
Деятельные средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы позитивно направленной социальной активности:
Нравственно-правовое воспитание и самоуправление обучающихся тесно взаимосвязаны. Самоуправление идет успешнее там, где выше уровень нравственно-правовой подготовки обучающихся, а нравственно-правовое воспитание результативнее в условиях развитого самоуправления. Высшим органом самоуправления является совет общежития, а в совете общежития наряду с другими отделами больший эффект дает создание отдела правопорядка и обязательно нужно включить в состав этого отдела и трудных обучающихся. Поэтому во 2 полугодии в состав совета мы воспитатели решили добавить еще один отдел - это отдел охраны правопорядка, который проводит следующую работу:
- контролирует выполнение всеми обучающимися ПВР, режим дня и т. д.
- ведет разъяснительную работу среди нарушителей правопорядка
Можно сделать вывод, что нравственное воспитание — это процесс взаимодействия, направленный на формирование у подростков понятий совести и морали, правил и принципов жизни в обществе, а также развитие благородства, чуткости и уважения. Нравственное воспитание может происходить только как комплексная организация всей жизнедеятельности обучающихся — их взаимоотношений с другими людьми, их свободного времяпрепровождения, их трудовой деятельности.