вахтерова юлия
Нравственное воспитание детей в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственное воспитание детей в семье
В настоящее время в нашем обществе остро встаёт вопрос морали, нравственного поведения людей, когда мы очень часто сталкиваемся с грубостью, злом, невежеством.
В связи с этим ещё более значимым становиться вопрос формирования в наших детях гуманных чувств и отношений, которые проявляются в добрых поступках, культурном поведении, вежливом общении с окружающими их людьми, в желании и умении помочь слабому, младшему или взрослому, не только когда ему хочется, но и тогда, когда это необходимо.
Публикация «Нравственное воспитание детей в семье» размещена в разделах
Как известно, о людях судят не потому, насколько хорошо они знают нормы морали, а по тому, насколько они следуют им, т. е. как они действуют в тех или иных обстоятельствах. Нам всем знакома ситуация, когда дети в присутствии посторонних людей или в гостях ведут себя не так, как нам хотелось бы: не приветствуют старших, не благодарят, перебивают и т. д. В таких случаях мы говорим им, что нельзя так себя вести, но этого недостаточно. Упражнять ребёнка в культурном поведении надо постоянно, систематически, а не от случая к случаю. При этом нужно, чтобы он понял, что необходимо культурно вести себя и на людях, и дома, и в группе. Такие привычки как здороваться, прощаться, извиняться, благодарить должны закрепляться в семье. Детей нужно приучать оказывать помощь по мере своих возможностей тем, кто нуждается в этом.
Процесс воспитания культурных привычек пойдет более успешно, если мы с вами будем подавать пример безупречного поведения всюду – за столом, и дома, и в общественном месте. Детям необходимо видеть культурные манеры, наше вежливое обращение, сердечное отношение к людям.
Для того чтобы у ребенка сформировалась привычка к выполнению норм поведения, нужна сила воли. Воспитание воли – одно из самых основных элементов в процессе воспитания детей. Воля воспитывается постепенно, ребенок должен научиться выполнять дела и поступки, которые ему совершать не хочется, но надо.
Одним из условий воспитания нравственных норм поведения является труд. Семья – первый коллектив, в котором дети получают первые представления о труде, о взаимопомощи. Началом приобщения сына или дочери к труду является обслуживание себя своими силами. Каждый ребенок независимо от возраста, должен быть включен в посильную трудовую деятельность, т. е. иметь трудовые обязанность в семье. Систематически выполняя трудовые поручения ребенок закаливает волю, воспитывается настойчивость, ответственность. Наша с вами задача – убедить детей в том, что трудиться нужно не потому, что мы от них этого требуем, а потому, что любой хороший человек любит и умеет трудиться, радуется результатам своего труда, гордиться тем, что приносит пользу другим.
Ещё одним средством нравственного воспитания является игра. Всем маленьким детям необходимо играть с куклами, игрушечными животными. Эти игры пробуждают добрые чувства, закрепляют нравственные нормы. Овладев тем или иным правилом поведения, ребенок пробует его прежде всего на кукле, на мишке. В игре дети переживают настоящие чувства, на основе которых рождаются дружеские взаимоотношения, сопереживания. Также в играх дети активно подражают действиям отца или матери, их труду, привычкам поведения, отношению к окружающим. Станет ли игра эффективным средством нравственного воспитания – во многом зависит от родителей: от того, какие игры поощряются отцом или матерью, какие покупаются игрушки. Если мы с вами будем прививать детям бережное отношение к вещам, окружающим предметам, к игрушкам, то воспитаем в них бережливость, ответственность, самоконтроль и другие нравственные качества.
Таким образом, жизнь в семье, характер отношений друг к другу, к окружающим людям, к труду поможет сформировать в наших детях доброту, отзывчивость, уважение.