Алина Гончарова
Использование в образовательном процессе русского народного творчества для нравственного воспитания детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
С чего начинается Родина?
Знаменитая песня в исполнении Марка Бернеса. Когда слушаешь её, мысленно возвращаешься в самые дорогие и милые сердцу места. Туда, где человек родился и вырос, где промчалось его детство. Ведь именно с детством у большинства людей возникают самые добрые и счастливые воспоминания.
Любовь маленького ребё нка - дошкольника к Родине начинается с любви к самым близким людям: отцу и матери, дедушке и бабушке, с любви к своему дому, к улице, на которой он живет, к детскому саду, к родному городу.
Публикация «Использование в образовательном процессе русского народного творчества для нравственного воспитания детей раннего возраста» размещена в разделах
К сожалению, дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, об особенностях русских традиций. Результатом этого является равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.
Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества формирует у детей нравственные качества и общечеловеческие ценности, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Работа в данном направлении вылилась в разработку педагогического проекта «Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством использования в образовательном процессе русского народного творчества», целью которого является создание условий для формирования нравственных качеств и воспитания общечеловеческих ценностей у детей раннего возраста через знакомство с произведениями устного народного творчества и художественными промыслами.
Задачи проекта:
Начать знакомить детей с устным народным творчеством и художественными промыслами России.
Систематизировать работу по использованию произведений народного творчества для формирования у малышей речевой активности, первоначальных навыков речевой деятельности, обогащению словарного запаса.
Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами народного творчества.
Способствовать формированию нравственных качеств и воспитанию общечеловеческих ценностей у детей.
Воспитывать на основе народного творчества положительное отношение к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками.
Работу в данном направлении мы разделили на 3 этапа.
На 1 подготовительном этапе мы определили цель и задачи проекта, составили план мероприятий.
Провели анкетирование родителей по данной теме.
Осуществили подбор художественной и познавательной литературы; демонстрационного материала, презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий, альбомов по данной теме.
Оформили родительский уголок: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
Реализация цели и задач на втором основном этапе осуществлялась в ходе разнообразных образовательных событий. Они обеспечивают баланс интересов детей и взрослых, субъектную позицию всех участников, вариативность и возможность выбора содержания, форм, последовательности, длительности работы. К образовательным событиям относятся, например, постановки русских народных сказок, игры-путешествия, развлечения и другие.
Важно отметить тот факт, что на протяжении всего проекта активными являются все участники: дети, их родители и педагоги.
Для решения поставленных задач применяем следующие методы и приё мы:
- наглядный метод: демонстрация и иллюстрация картин, показ способов действий;
- словесный метод: коллективное чтение, заучивание наизусть с детьми стихов и потешек, рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, обыгрывание;
- игровой метод: игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры.
В своей работе используем следующие формы работы:
- проведение образовательной деятельности, развлечений с элементами фольклора;
- чтение произведений устного народного творчества;
- художественно-творческая деятельность (рисование, аппликация, лепка);
- использование разных видов театров.
На занятиях, для создания игровой мотивации, используем сюжеты из сказок. Развитие сенсорных эталонов и конструктивной деятельности организуем с применением игровых приёмов с присутствием сказочного героя, и с элементами фольклора, что придаёт обучению яркую, эмоциональную окраску, способствует эффективному усвоению как математического, так и литературного материала.
Используем произведения устного народного творчества при одевании, кормлении, укладывании спать, в процессе игровой деятельности. Фольклорные произведения, стихи сопровождаем действиями, и наоборот, действия сопровождаю чтением, обыгрывая их. Чтение потешки, в которой упоминается имя ребёнка, вызывает у него радость, желание слушать и повторять её.
Проводя народные игры с детьми, мы убедились, что воспитательные возможности народной игры огромны, с её помощью развивается у детей память, внимание, сообразительность, быстрота интеллектуальных и физических реакций, сноровка и общительность, дружелюбие, а также гармоничное душевное состояние. Малыши любят играть в народные игры : «Заинька, походи…», «Курочка Хохлатка», «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси».
Для развития мелкой моторики используются игры с пальчиками на фольклорном материале. Они очень нравятся детям и к концу года дети знают их много, потому, что мы проговариваем их как на занятиях, так и в свободной деятельности. Такие игры как «Мы делили апельсин», «Мы капусту рубим, рубим…», «Этот пальчик дедушка…» и многие другие помогают детям не только развивать мелкую моторику, но и память, создают хорошее настроение, учат проговаривать слова чётко, слаженно, внятно.
Игры-драматизации, такие как «Курочка Ряба», «Медведь и пчёлы», «Встреча с колобком» помогают формированию эмоциональной отзывчивости к сверстникам, расширению эмоционального словарного запаса, вызывают у детей интерес к сказке, к ряженью, развивают выразительность движений, умение сопереживать сначала герою сказки, а потом и сверстникам.
Идеальными образцами такой формы служат народные художественные произведения: загадки, русские народные сказки, прибаутки, пословицы, потешки. Ценность их состоит в том, что слово можно соединить с действием ребёнка. Потешки легко можно инсценировать, используя атрибуты.
Загадка — это упражнение для детского ума. Она развивает сообразительность. Когда загадываем детям загадки, то обязательно выставляем на стол игрушки. Дети быстро отыскивают глазами отгадку, потому что она стоит перед ними.
Заклички ценны тем, что очень быстро запоминаются, и дети проговаривают их при любом удобном случае хором: «Дождик, дождик, поливай — будет хлеба каравай» или «Солнышко — ведрышко, выгляни, высвети!».
Трудно представить мир ребёнка без сказки. Сказка, придя к человеку в детстве, остаётся с ним навсегда. Каждый день мы читаем детям сказки. Через сказку дети овладевают языком своего народа, знакомятся с родной природой, укладом жизни, учатся преодолевать трудности, быть добрыми, храбрыми, отзывчивыми.
Для усвоения детьми слов и обогащения словарного запаса рассматриваем с ними красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом колорит предметов быта, одежды, обстановки, в которой действуют герои.
Систематически работаем над оснащением развивающей предметно-пространственной среды, которая помогает усваивать предложенный материал, радует детей.
В Центре книги — выставка книг и иллюстраций к русским народным потешкам, песенкам, сказкам, в Центре театра и музыки – разные виды театров, например, пальчиковый театр и театр би-ба-бо, шумовые инструменты.
В группе имеется мини-музей русской народной игрушки, с помощью его экспонатов (куклы, матрешки и т. д.) проводится образовательная деятельность, индивидуальная работа.
В результате проведённой работы мы отметили, что к концу года большинство детей умеют говорить, не торопясь, рассказывают об увиденном, отвечают на несложные вопросы. У детей вырос уровень речевой активности, словарный запас соответствует их возрасту. Малыши интересуются окружающим, свободно общаются со сверстниками и взрослыми, активно пользуются формами речевого этикета (с просьбой, приветствием, прощанием). Проявляют доброту и отзывчивость к своим родным, друзьям. С интересом играют в мини-музее, а предметы русского народного творчества вызывают у малышей неподдельный восторг.
Родителям мы рекомендуем шире использовать образцы устного народного творчества в собственной речи, при этом на родительских собраниях и индивидуальных беседах показываем, как это можно сделать. Оформляем для них консультации, повышающие уровень знаний родителей о народном фольклоре и дающие практические навыки рассказывания. Например: папки «Пальчиковая гимнастика» (на фольклорном материале); «Русские народные игры для малышей»; проведено собрание на тему «Устное народное творчество в жизни вашего малыша».
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Мероприятия, проводимые в ходе данного проекта выполняют одну из задач ФГОС ДО, которая направлена на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей…». Работа в данном направлении в настоящее время является очень актуальной.
Литература
1. Васюкова Н. Е. Детская литература и фольклор для детей раннего возраста. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2020.
2. Лыкова И. А., Шипунова В. А. Игры-забавы для малышей: методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
3. Лыкова И. А. Приобщаем малышей к народной культуре. Методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.
4. Рокитянская Т. А., Боякова Е. В. Театрализованные игры с детьми от 2 лет / М. : Издательство «Национальное образование», 2016. – 96 с.
5. Теплова А. Б. Народные игры в воспитании детей раннего возраста. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2020.
6. Теплова А. Б. Материнский фольклор в образовательной среде. Учебно-методическое пособие. — М. : ИД «Цветной мир», 2019.