Татьяна Васильева
Нравственное воспитание детей с помощью сказки
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд-2 слайд.
Сегодня мы будем говорить о сказке, о её роли в нравственном воспитании детей. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло. Из сказки дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
Публикация «Нравственное воспитание детей с помощью сказки» размещена в разделах
3 слайд
Сказка – благодатный и нечем не заменимый источник нравственного воспитания детей, т. к. в сказке отражена вся реальная жизнь со злом и добром, счастьем и горем. Сказка открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Сказка развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы литературного языка.
1 Задание педагогам
Какие нравственные качества по вашему мнению формируются у дошкольника в процессе работы со сказками?
4 слайд
На этом слайде вы видите нравственные качества формирующиеся в процессе работы со сказкой.
2 Задание педагогам работа с карточками
Педагоги получают карточки, на которых указано то или иное личностное качество. Педагоги должны объяснить, в чём это качество выражается, и назвать сказку, в которых оно описывается.
5 слайд
Качество личности Выражение качества сказка
Вежливость Умение здороваться и прощаться; употреблять в речи вежливые слова: «спасибо», «пожалуйста», «извините» Морозко
Уважительность Умение уступать место, пропускать вперёд, открывать и придерживать двери; не вмешиваться в чужой разговор и не перебивать.
Честность Умение говорить правду про себя в любой ситуации
Совестливость Способность испытывать чувство стыда за свои поступки
Сострадательность Умение видеть беды и проблемы других людей; стремление прийти им на помощь бескорыстно В. Катаев «Цветик – семицветик»
Скромность Умение видеть заслуги других; не считать себя самым лучшим, единственным, замечательным Г. -Х. Андерсен «Дюймовочка»
Дружелюбие Позитивное отношение к собеседнику, знакомому или незнакомому человеку Сказки «Теремок», «Рукавичка».
6 слайд
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.
Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница, а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир.
7 слайд представлены этапы работы со сказкой
Знакомство детей со сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.
Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок – с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.
Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.
Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драматизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.
8 слайд а сейчас я предлагаю вам поиграть
ИГРА 1 «Сочини новое продолжение сказки».
Чтобы разбудить ваше творчество, я предлагаю вам «поиграть» со сказками
- сказка «Репка» : «не смогли вытащить репку,
побежали за крановщиком, приехал он на кране, подцепил репку и выдернул её, все остались довольны», «вытащив репку, бабка сварила из неё вкусную кашу и все вместе сели за стол, а мышке потом ещё дали кусочек с собой»).
В сказке о репке говорится о том, что стоит начать дело, и оно обязательно даст свои плоды. Это сказка о трудолюбии, но ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справится сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
сказка «Козлята и волк». «Ушла коза снова в лес. Козлята остались одни дома. Вдруг в дверь снова постучались. Козлята испугались и попрятались. А это был маленький зайчик. Зайчик говорит: («Не бойтесь меня, это я – маленький зайчик».) Козлята … (впустили зайчика). Они угостили его (капустой, морковкой). Малыши поели и стали … (играть, веселиться, резвиться). Зайчик играл … (на барабане, а козлята … (весело прыгали).
О чем получилась эта сказка?
ИГРА 2 «Волшебные слова»
Игрокам даё тся задание: придумать сообща 5-7 волшебных слова, которые, по их мнению, должны обязательно встречаться в настоящих сказках, а затем придумать сказку с этими словами.
ИГРА 3 «Встреча героев из разных сказок».
Группам воспитателей задание : вспомнить и назвать имя одного сказочного персонажа. (сказать, из какой он сказки, рассказать о нём). После этого рассказать сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
ИГРА4 «Сказка шиворот – навыворт»
Выбирается известная всем и не очень сложная сказка с чётким сюжетом (по группам). Задание: рассказать эту сказку так, чтобы в ней было всё наоборот.
Например, Маленький волчонок живёт с папой в лесу. И в один прекрасный день он посылает своего папу в город - навестить дедушку, который нисколько не заболел, а наоборот, собирается жениться в пятый раз. Волчонок предупреждает папу, что в городе - опасно и просит ни в коем случае не разговаривать с особой по кличке Красная шапочка. Но наивный папа-волк встречает Красную шапочку, та узнаёт у него адрес дедушки и спешит по адресу..