Папки-передвижки

Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей

Тавказахова Елена Алексеевна
Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

Ребенок впервые пришел в детский сад. Новая обстановка, незнакомые лица вызывают у него чувство неуверенности, он испытывает беспокойство, тревогу. Воспитатель должен умело переключить внимание малыша на интересные для него действия «Выбери себе картинку на шкафчике», «Пойдем посмотрим наши игрушки» и т д. Первый трудный для ребенка день должен быть завершен радостно его надо похвалить и обязательно пригласить прийти завтра. И если обстановка в группе, внешний вид сотрудников, их отношение друг к другу и к родителям понравились ребенку, он с удовольствием придет.

Публикация «Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей» размещена в разделах

Ребенок первый раз идет в детский сад. Дома родители рассказывают ему, что там много игрушек, много детей, там интересно. И малыш верит в это. Он радуется встрече с интересным. Но вот ребенок входит в раздевалку, и. поведение его меняется: он растерян, молчалив или, наоборот, резко возбужден. Почему? Очевидно, новая обстановка, незнакомые лица вызывают чувство неуверенности, которое прикрывается или излишней робостью, или развязностью поведения. Малыш испытывает беспокойство, тревогу. Организация общения ребенка со взрослым помогает установить контакты в новых условиях, снять эмоциональное напряжение, способствует развитию познавательной активности детей.

Доброжелательный голос воспитателя : «Выбери картинку на шкафчике. Что ты хочешь: машинку или матрешку?» – сразу переключает ребенка на практическое действие. На какое-то время он отвлекается от тревоги расставания с мамой. Даже чувствует удовлетворение от того, что выбрал понравившуюся картинку.

Чтобы закрепить возникшее чувство, воспитатель предлагает малышу пройти в группу и сразу же направляет его внимание на возможность выбора новых интересных действий и достижении новых результатов: «Пойдем, посмотрим наши игрушки. Здесь, в гараже, стоят машины, на диване сидят куклы. С чем ты хочешь играть? Выбирай». Глаза у малыша, естественно, разбегаются игрушек много, все видны и каждую удобно взять. Поведение новичков при этом разное: один быстро выбирает игрушку и начинает с ней действовать, другой не знает, на чем остановиться: подержит куклу и положит, возьмет машину и опять поставит на место. Воспитатель терпеливо ждет завершения выбора.

Постепенно собираются остальные дети, и педагог, конечно, переключает внимание на них. Но чтобы не потерять установившегося контакта с новичком, обращается к ребятам: «Коля, ты знаешь, где стоят машины. Покажи их Алеше. Задача педагога — не допустить, чтобы у малыша вновь возникло чувство беспокойства, тревоги:

«Моя мама скоро придет?»

Воспитатель объединяет детей в хороводную игру или приглашает поиграть в пальчики. На лицах ребят появляются улыбки, все они в ожидании интересного, радостного.

Первый трудный для ребенка день так же должен быть завершен радостью. Надо обязательно похвалить малыша. На вопрос родителей: «Как вел себя Алеша?» воспитатель отвечает : «Молодец, сам засучил рукава, когда мыл руки», или:

«Все сам съел», или: «Помогал убирать игрушки» и т. д. И обязательно приглашает: «Приходи завтра, я тебя буду ждать».

Целенаправленная организация общения с ребенком, в процессе которого он

убеждается в том, что в детском саду его ждут и ему будет здесь интересно, ставит его в позицию активного участника жизни группы.

Воспитатель встречает в раздевалке Таню с мамой.

Таня. Здравствуйте!

Воспитатель. Доброе утро, Таня. Здравствуйте.

Таня. Почему вы нас встречаете?

Воспитатель. Потому что очень жду тебя.

Таня. Ты что ли скучаешь?

Мама (пытается вмешаться). Взрослым надо говорить «вы».

Таня (всем своим видом выражая гордость, что именно ее ждут). А почему ты скучаешь?

Воспитатель. Потому что поговорить не с кем. Вот и жду. Очень жду, когда ты придешь.

Таня. Я сейчас. Мама, расстегни.

Таня проходит в группу и сразу берется за игрушки, забыв о разговоре. Во время умывания воспитатель вновь обращается к девочке.

Воспитатель. Таня, ты была очень занята. Мы с тобой так и не поговорили. Приходи завтра. Я тебя буду ждать.

Таня. Хорошо, приду!

Приводим запись еще одного разговора, направленного на поддержание радости от общения со взрослым.

Глеб входит в группу и сразу обращается к воспитателю.

Глеб. А у меня новые сапоги!

Воспитатель. Кто тебе купил? Доброе утро, Глеб!

Глеб. Мама. Доброе утро! Хотите, я покажу?

Воспитатель. Очень хочу! Принеси.

Глеб приносит сапоги и с торжествующим видом показывает воспитателю Воспитатель. Красивые! Как у папы, черные!

Глеб. И здесь закрыто (показывает на голенища).

Воспитатель. Голенище высокое.

Глеб (берет второй сапог). И у этого тоже голенище есть.

Воспитатель. Какое голенище?

Глеб. Высокое.

Воспитатель. Купили сапоги с высокими голенищами.

Глеб. Теплые!

Мальчик берет сапоги и несет их в шкаф. Затем возвращается в группу.

Воспитатель. Доброе утро, Глеб! Глеб (доброжелательно). Здравствуйте! Но всегда ли деятельность ребенка такова, что ее можно оценить положительно? Конечно, нет. Значит, возникает необходимость в применении отрицательной оценки. Но оценка эта должна нацеливать ребенка на положительный результат.

Перспективной оценке результатов деятельности ребенка важно научить и родителей. Некоторые мамы и папы, не учитывая возможностей своего сына или дочки, дают сравнительную оценку их деятельности: «Ну что же ты так плохо сделала? Вот Мариночка как ровно наклеила, а у тебя все кривое. Что же ты не постаралась?» Воспитатель, вслушиваясь в разговор, качественно меняет оценку: «Катя очень старалась. Красивые пуговицы к платью подобрала. Цвет воротничка очень подходит». После таких слов ребенок улыбается. А педагог, заметив изменения в настроении девочки, продолжает: «А как у тебя карманы наклеены? ( в ответ слышит: «Криво» или: «Не так») — и заканчивает разговор: «В следующий раз наклеишь ровно». Ребенок кивает головой и уходит домой удовлетворенный. Есть родители, которые боятся отрицательных оценок и потому любые действия малыша хвалят. С этим нельзя согласиться, так как постоянная необъективная оценка мешает ребенку развиваться. В данном случае действия воспитателя должны быть очень тактичными. Он как бы поддерживает высказанную родителями оценку, но, обращаясь к ребенку, помогает ему заметить свои ошибки: «Посмотри, Оля, какие пуговицы на платье? Видны они? Нет. А какие надо было взять? Правильно, другого цвета, тогда платье станет красивым». Таким образом, мама слышит, что у Оли получится красивое платье, и замечание педагога ей не кажется обидным, а действии ребенка получают объективную оценку.

Но не всегда воспитателю удается скорректировать оценку родителей. Это возможно лишь тогда, когда ребенок готов увидеть свой ошибки, а такая готовность формируется только в условиях активной позиции в приобретении знаний и умений.

Как правило, дома малыша все учат и знания поступают к нему в виде информации: «Делай так» или: «Не смей так делать». Ребенок остается в пассивной позиции.

В детском саду ребенок имеет возможность самостоятельно решать познавательные задачи вне занятий, представленные как проблемные ситуации. Например, невозможно словесно убедить малыша, что определенные предметы предназначены для определенных действий. Он должен сам получить наглядный результат.

Итак, радость познания — это тот мощный фактор, который движет желанием ребенка идти в детский сад, чтобы вновь встретиться с интересным.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» много внимания уделено формированию у детей культуры поведении. Не так трудно научить ребенка говорить «Здравствуйте». Но мы объяснили детям: говоря это слово, они тем самым желают человеку здоровья, благополучия, поэтому пожелание должно быть добрым, приветливым. Дети знают, что, здороваясь со взрослыми, нужно встать, тем самым показывая уважение к ним.

Ребенок, попадая в другую обстановку нередко забывал о знакомых ему правилах поведения. Причина же была в том, что воспитатель недооценивал опыт детей, не опирался на него при формировании и усложнении навыков поведения в разных возрастных группах Взаимоотношения воспитателя с детьми строились в основном на выполнении указаний взрослого. Чтобы помочь педагогам исправить выявленные ошибки, провели консультации, беседы учили проявлять доброе заинтересованное отношение к делам ребенка. При решении спорных ситуаций советовали не подсказывать готовое решение, а добиваться, чтобы дети сами правильно уладили конфликт. Анализ наших записей в группах помог воспитателям увидеть пробелы в своей работе. Они стали замечать все «мелочи» как ребенок здоровается, говорит «спасибо», как ведет себя по отношению к сверстникам и т. д. В помощь воспитателю каждой возрастной группы составили памятки правил поведения детей, опираясь на книгу С. В. Петериной «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста». Правила мы систематизировали в виде картинок и иллюстраций альбомов, слайдов с тем, чтобы использовать их в работе с детьми.

В формировании нравственных представлений важную роль играет художественная литература. В нашем методическом кабинете есть все произведения, рекомендуемые новой программой, и воспитатели успешно используют их в своей работе. Однако важно чтобы ребенок не только хорошо знал стихи и сказки, но и был способен сам оценить тот или иной поступок литературного героя. При посещении групп мы часто беседуем с детьми о том, что им нравится в том или ином произведении и почему, как бы они поступили на месте героя, на кого они хотят быть похожими

В числе любимых произведений ребята называют произведения революционной тематики, где герои смелы, находчивы, например, «Сказку о громком барабане» С Могилевской, «Твои защитники» Л Кассиля, «На льдине» Б. Житкова и т. д. О герое произведения С. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» можно было слышать такие высказывания детей «Спас девочку, и никаких ему медалей не надо. Он скромный. Сел и уехал» Много и охотно говорят дети о сказках, где прославляется доброта трудолюбие, честность. О героине сказки С. Маршака «Двенадцать месяцев» дети говорят «Она добрая, смелая не побоялась одна в лес идти», «Она трудолюбивая, поэтому ей помогли братья- месяцы», «Она похожа на нашу няню».

Процесс воспитания не должен прерываться все лучшее, что дано детским садом надо продолжать закреплять в семье. В этом году во всех возрастных группах были проведены родительские собрания по вопросам нравственного воспитания. Так, в ясельных группах состоялось собрание на тему «Воспитание добрых чувств у детей ран него возраста» в младшей — «О воспитании у детей опрятности и аккуратности», в средней — «О воспитании культуры поведения». Интересно прошло собрание в подготовительной к школе группе, где шел разговор о культуре деятельности будущего школьника.

Публикации по теме:

Нравственное воспитание детей 5–6 лет посредством позитивного общения со сверстниками Рассказывание и обсуждение русской народной сказки «Заяц-хваста» Учить характеризовать произведение. Формировать представления о том,.

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей средней группы (4–5 лет)» Проект на тему «Духовно-нравственное воспитание детей средней группы (4-5 лет)» Воспитатели 11 группы: Ракина О. М. Портнягина Л. Е. Целью.

Духовно — нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Духовно - нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Подготовила воспитатель 1 категории Болькина Вера Петровна Духовно - нравственное.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста На сегодняшний день государство придает приоритетное значение духовно- нравственному воспитанию детей. Так, в «Концепции духовно - нравственного.

Духовно-нравственное воспитание глухих детей дошкольного возраста. Ежегодно в России рождается более сорока тысяч детей с врожденными пороками развития. Права граждан с особыми потребностями развития закреплены.

Нравственное воспитание детей Многие считают, что начинать нравственное воспитание детей надо, когда они подрастут. Они будут понимать и им можно будет объяснить, что.

Нравственное воспитание детей. Рассказы о детях нашей группы. Цель: для развития у детей нравственных качеств: честности, смелости, умения дружить, любить животных и т. д. Я использую в своей работе.

Влияние сказки на нравственное воспитание детей Видео Детство - время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных.

Консультация для воспитателей «Воспитание как приоритетная задача современного образования» С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт.

Воспитание здорового ребенка-главная задача родителей и педагогов. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. У родителей часто возникают вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей
Опубликовано: 5 ноября 2015 в 21:58
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Нравственное воспитание — главная задача в воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Тавказахова Елена Алексеевна (УИ 386913) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД