Татьяна Белова
Нравственно-этическое воспитание детей 7–12 лет детей с нарушением интеллекта
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад воспитателя высшей категории Беловой Татьяны Юрьевны,
на методическом объединении
ОГКОУ «Приволжская школа-интернат»
по теме самообразования:
«Нравственно - этическое воспитание детей 7-12 лет
детей с нарушением интеллекта»
Публикация «Нравственно-этическое воспитание детей 7–12 лет детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах
Всем известна фраза: «Все начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребенка, и выбор друзей, и взаимоотношения с окружающими и близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — все берет свое начало в детстве.
Особое значение в характеристике личности имеет нравственная культура. Она показывает, насколько «очеловечил» человек свои отношения с другими людьми. Отношения между людьми осуществляется в форме поступков. Совокупность этих поступков и составляет поведение человека.
Тема моей работы по самообразованию «Нравственно – этическое воспитание в подростковом возрасте детей с нарушением интеллекта» является актуальна.
Если судить о понятии «нравственность» по «Словарю русского языка», то она представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек: этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами. Это комплекс знаний и умений, связанных с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально бытовых ситуациях.
Цель нравственного воспитания – воспитание человека, для которого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные нормы поведения.
Главная задача состоит в том, чтобы любой ребенок мог адаптироваться и преодолевать трудности, иметь представление о разных сторонах своего «Я», уметь разбираться в чувствах и переживаниях, адекватно на них реагировать и находить конструктивные способы выражения своего отношения к действительности, подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и труду в социуме.
В зависимости от поставленных задач в разработках занятий использовала различные методы обучения: рассказ, чтение литературы, беседа, игра, практические работы, экскурсии, стимулирования учащихся. Для решения задач использовала педагогические приёмы с учётом возраста детей : показ, сопровождаемый объяснением, прямое обучение, систематическое напоминание (о правилах гигиены, постепенное повышение требований к ним, одобрение, похвала, благодарность
В течение 2019-2020 учебного года в младшей сборной группе я вела разнообразную работу по формированию и совершенствованию нравственных качеств воспитанников во внеурочное время.
Коррекционные занятия по нравственному воспитанию были направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации на повышение уровня общего развития воспитанников.
Нравственное воспитание начинается с общей обстановки, поэтому я старалась включить воспитанников в работу для поддержания порядка и уюта в классах, спальных комнатах. Ребята выполняли поручения: расставить мебель, полить цветы; помочь в работе по оформлению и украшению помещений к праздникам.
Чистота и порядок, достигнутые при участии самих детей, формирует у них эстетический вкус и способствует успешному воспитанию культуры.
Труднее приходилось формировать у детей привычку в уходе за своим внешним видом. Постоянно напоминала о том, чтобы дети следили за своей одеждой и обувью, были опрятны, чисто и аккуратно одеты, что бы ребята понимали, что одежда выбирается в зависимости от обстановки, от рода деятельности. Для этого разъясняла, что у каждого ученика должна быть школьная форма, рабочая одежда и одежда для праздников.
Показывала пример детей и взрослых, которые всегда правильно и по обстановке одеты.
Особое внимание уделяла поведению, выработке у детей правильной осанки, умению ходить, спокойно разговаривать с товарищами и взрослыми, всегда быть вежливыми, что тоже получается не у всех детей.
С воспитанниками проводились занятия “Что такое дружба”, “Мальчики и девочки”, «Поговорим о доброте», «Можно, нельзя, нужно» на которых обсуждались вопросы о роли дружбы, друзей в жизни каждого человека, об особенностях отношений между мальчиками и девочками, между детьми и взрослыми. Анализировали жизненные ситуации, обсуждаем поступки участников: "Как он поступил?", "Как бы ты повёл себя в такой ситуации?", дети предлагали, свои пути и выходы из определённой ситуации
В процессе бесед у детей вырабатываются оценочные отношения к своему поведению и поведению других людей.
Проводила беседы сразу после совершения поступка, с группой или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок. При этом обязательно старалась создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Убеждала и разъясняла воспитанникам, чтобы они хорошо вели себя на уроке, в спальнях, в столовой, в душе и вне школы, в общественных местах, на улице уважали старших, помогали младшим и т. д. Были правдивыми и искренними.
При проведении бесед о дисциплине старалась меньше говорить, о том, чего нельзя делать, а рассказывать о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Поощряла ребят за правильные поступки и действия.
Вместе с воспитателем другой сборной группы, включали воспитанников в окружающую их жизнь. Весь учебный год проводились экскурсии, походы в музей и библиотеку, где дети расширяли свои знания и представления об окружающем, развивали наблюдательность, внимание, учились действовать в новых условиях.
В ходе этих экскурсий дети становятся активными участниками той жизни и деятельности, которую они изучают, знакомятся с особенностями этих учреждений, формируются навыки общения с людьми вне школы.
Перед экскурсией, мы проводили беседы о соблюдении правил техники безопасности и безопасного поведения в общественных местах и во время экскурсий. После инструктажа проигрывали ситуации, которые могут сложиться, кто кого пропускает в дверях, кто первый садится, что при этом нужно сказать или сделать. Таким образом, мы создавали модель поведения, на которую ребенок сможет потом опереться. Так, как дети были разного возраста, воспитывали у них заботу о младших. Конечно, много ещё предстоит над этим работать.
Достичь желаемых результатов помогают классные руководители. Учитель придерживается тех же требований, что и воспитатель. Это способствует совершенствованию учебной и коррекционно-воспитательной работы с проблемными детьми.
На классных часах, информационных минутках знакомит учащихся с нормами и правилами поведения в общественных местах. Во внеурочное время я повторяют, закрепляю и расширяю знания и умения учащихся, полученные на уроках.
Большую помощь мне в решении вопросов культуры поведения и привития нравственных качеств оказывают различные кружки и секции, которые посещают ребята моей группы. Они становятся активными участниками в традиционных школьных праздниках и мероприятиях.
В этом учебном году я запланировала провести с воспитанниками тесты на честность : «Насколько ты общительный», «Легко ли с тобой дружить» что поможет выявить склонности ко лжи, стремлении приукрашивать себя, свое поведение.
Помощниками в изучении этой темы стали
«Методическое пособие по формированию и развитию нравственных качеств личности подростка» Авторы: Новичихина Н. В.
Методические рекомендации известных авторов по коррекционной педагогике: Е. Д. Худенько, А. Р. Малера, Л. М. Шипицыной, Г. М. Дульнева, В. В. Воронковой,
серия книг Смирнова Е. Ю., Панова Н. В. ; Л. С.
Выготский «Дефектология»;
И. А. Зайцева «Коррекционная педагогика»;
Б. П. Пузанов «Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития»;
В. Ф. Мочихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате»;
А. Д. Гонеев «Основы коррекционной педагогики»;
В. В. Воронкова «Воспитание и обучение во вспомогательной школе».
Повышение уровня воспитанности учащихся – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, т. к. процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.