Калинина Татьяна Ивановна
Нравственно воспитание детей в дворянских семьях России
▼ Скачать + Заказать документы
Кто в вопросах воспитания несет большую ответственность: семья или общественное учреждение? Хотелось бы обратиться к русским традициям.
Известный русский просветитель ХV! Века Николай Иванович Новиков полагал, что нравственные основы воспитания закладываются в семье.
Публикация «Нравственно воспитание детей в дворянских семьях России» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Н. И. Новиков делит воспитание на три части : первая – “попечение о теле”, вторая – “имеющая предметом образование сердца”, называется нравственным воспитанием, предметом третьей является “просвещение или образование разума”.
Нравственные нормы и правила хорошего тона усваивались дворянскими детьми прежде всего в семейном кругу. Дворянская семья объединяла гораздо более широкий круг людей, нежели современная семья. Многочисленные родственники часто принимали активное участие в процессе воспитания детей. Об этом свидетельствуют воспоминания, письма той эпохи.
Отношения внутри семьи определялись личными качествами ее членов, но во всем многообразии дворянского семейного быта, в вопросах воспитания подрастающего поколения просматриваются общие черты.
Почитание старших было одним из основополагающих элементов традиционного русского воспитания. Авторитет отца считался безусловным и не подлежащим обсуждению. Дочь сенатора Н. С. Мордвинова в своих воспоминаниях пишет : ”Родители вели нас так, что не только не наказывали, но даже не бранили, но воля их всегда была для нас священна”. Одобрение и наказание должны быть редкими, ибо одобрение – величайшая награда, а неодобрение – самое тяжкое наказание.
Дворянские дети воспитывались в обстановке повышенной требовательности и одновременно – подчеркнутого доверия.
Высоко ценились и старательно прививались детям такие качества, как храбрость и выносливость, которые были невозможны без соответствующей физической силы и ловкости. Практиковались прогулки на свежем воздухе в любую погоду. Физические упражнения и нагрузки призваны были не просто укреплять здоровье, но способствовать формированию личности, т. е. “физические испытания” как бы уравновешивались с нравственными. Уравнивались в том смысле, что любые трудности и удары судьбы “должно переносить мужественно, не падая духом и не теряя достоинства”.
С детства ребенка приучали стойко переносить болезни, падения, ушибы, другие неприятности, которые часто случались в повседневной жизни. Плакать и жаловать считалось неприличным и недостойным.
Умение скрывать от посторонних глаз плохое настроение, огорчение считалось обязательной чертой воспитанного человека. Детям внушалось: нельзя обременять окружающих своими личными неприятностями и переживаниями.
Мы живем в другую эпоху, изменились наши традиции. Но мы не должны забывать то ценное, что было в нашей истории, ибо, как писал один из образованнейших людей России Х!Х века М. С. Лунин, “ для усовершенствования Отечества нужно знать его прошлое, его настоящее, нужно уметь приложить знания на благо”.
(по материалам статьи С. Мосягина, кандидат педагогических наук, Архангельск)
Журнал “Ребенок в детском саду” №1 2002.