светлана климочкина
Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно – патриотическое воспитание в ДОУ
Патриотическое воспитание в детском саду находится в тесной взаимосвязи с нравственным, умственным, экологическим, трудовым, эстетическим и физическим воспитанием. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из основных и сложных задач дошкольного учреждения. Сложность решения данной задачи, связана, прежде всего, с возрастом детей. Ведь в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно, а всего лишь зарождается. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Эта работа должна вестись во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.
Публикация «Нравственно — патриотическое воспитание в ДОУ» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Темочки
В нашем дошкольном учреждении нравственно-патриотическому воспитанию уделяется большое внимание. Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, работаю в соответствии с государственными требованиями, с учетом основных принципов ФГОС, в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Используемая мной методическая литература также соответствует федеральным государственным требованиям: общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Поэтому базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу, к своей земле, воспринимаемым в качестве родной, естественной и привычной среды обитания человека.
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой игровой форме знакомят детей с обычаями и бытом русского народа, фольклором, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувством юмора.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах, развлечениях и при участии в народных праздниках: «Осенины», «Колядки», «Масленица», «В гостях у Матрешки», «Капустные посиделки». Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые мной в слушании и музыкально - ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью.
Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра. Таким образом, даются понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». В доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно. Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют народными.
Знакомлю воспитанников с выдающимися русскими композиторами: М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем творчестве. Произведения русского музыкального и устного народного творчества, используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны, поэтому дети их быстро усваивают.
Эти песни способствуют:
- развитию первоначальных певческих навыков у детей;
- очень эффективны в качестве распевания.
Дети с удовольствием слушают народную музыку, исполняют народные песни, инсценируют их: «Где был, Иванушка?», «Широкая Масленица», «Веснянка», «Как на тоненький ледок», «Жили у бабуси», «Во кузнице», «Солдатушки, бравы ребятушки», играют на музыкальных инструментах: «Светит месяц», «Ах вы сени», водят хороводы «Красный сарафан», «Во поле береза», играют в р. н. игры «Плетень», «Гори ясно», «Золотые ворота», «Валенки», исполняют народные танцы: «Кадриль», «Русский перепляс», «Калинка». Русские песни становятся более понятными, доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность, как игра на детских музыкальных инструментах. Широко использую в своей работе многообразие народной музыки для разучивания танцевальных движений, инсценировок, хороводов, плясок и т. д.
В своей работе использую взаимосвязь музыкального и изобразительного искусства. Картины известных художников являются яркими иллюстрациями многих музыкальных произведений. Часто использую и устный фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного искусства более ярким, глубоким и осознанным. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
Нравственное воспитание ребенка-дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. Для многих людей — это слово «мама» – самое прекрасное слово на земле. Все дети любят своих мам. Они делают мамам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. Песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар. Чувства малышей отмечаются простотой и непосредственностью: «Ах, какая мама, загляденье прямо!». В мелодии песни И. Пономаревой «Мама» звучат и любовь, и ласка, и восхищение. У старших дошкольников чувства иные - это гордость и чувство дружелюбия. Такие песни я использую в разных ситуациях: на комплексных занятиях, праздничных концертах, посвященных Женскому дню 8 Марта, на праздниках, посвященных «Дню Матери».
Чувство любви к родной природе – еще одно из слагаемых патриотизма. Именно воспитанием любви к родной природе, можно и нужно развивать патриотическое чувство дошкольников: ведь природные явления и объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для его восприятия, сильнее воздействуют на эмоциональную сферу. В нашем детском саду это достигается разными средствами, в том числе и средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, воспитываю такое же отношение и к образам реальной природы.
Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. В репертуаре программы по музыке много музыкальных произведений, в которых переданы образы хорошо знакомых детям животных и птиц «Белка», «Пляска птиц» Римского-Корсакова, цикл «Карнавал животных» Сен-Санс. Дети с огромным удовольствием передают с помощью выразительных движений эти образы. Помимо этого, в разделе слушания музыки программой предлагается масса инструментальной музыки, характеризующая образы природы: П. Чайковский цикл “Времена года”, А. Вивальди цикл “Времена года”, С. Прокофьев цикл “Детская музыка”, С. Прокофьев симфоническая сказка “Петя и волк”, Э. Григ сюита “Пер Гюнт” и множество других пьес и музыкальных произведений для детей.
«Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. Особое значение в рамках нравственно- патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Эта тема очень любима детьми. Песни военной тематики легко запоминаются ребятами. Особенно популярны у них «Бравые солдаты»,муз. А. Филиппенко и «Будем в армии служить» муз. Ю. Чичкова, «Ты не бойся, мама» Ю. Протасова. Они написаны в жанре марша, содержание их созвучно с желаниями ребят быть сильными и смелыми, как защитники Отечества. Данная тема очень любима и популярна среди малышей, песни актуальны и просты по содержанию, легко запоминаются интонационно и ритмически («Будем в армии служить» Ю. Чичкова, «Идет солдат по городу», «Песня о папе»В. Шаинского,«Это папочка мой»Е. Александровой); из инструментальной музыки ярки по музыкальному содержанию такие произведения «Смелый наездник»,«Солдатский марш» Р. Шумана, «Марш деревянных солдатиков»,«Игра в лошадки»П. Чайковского.
Чувство патриотизма проявляется в умении детей дружески взаимодействовать друг с другом, в проявлении желания помочь, поддержать друг друга, сделать общее дело. Сформировать доброжелательное отношение к взрослым и детям мне помогают совместные спортивные праздники, «День защиты детей» и др.
В продолжение темы о защитниках Отечества на особом месте стоит тема Великой Отечественной войны. Мои наблюдения за детьми показывают, что они почти не знают песен военных лет. Поэтому накануне Дня Победы я провожу цикл занятий «Великие песни-Великой войны», посвященных этому празднику. На своих занятиях к праздникам «День народного единства», «День Победы», «День защитников Отечества», «День России», я стараюсь воспитывать в детях отзывчивость, готовность защищать свою Родину. Ведь именно праздники – самый благодатный способ нахождения эмоционального отклика детей. Ярко, образно, эмоционально, доступно по содержанию раскрываем детям величие, значимость подвига советского народа. Осознать и эмоционально прочувствовать, душевно пережить события военных лет помогают такие песни, как «День Победы» А. Пахмутовой, «Священная война» В. Лебедев-Кумач, «Катюша» М. Блантера, «Синий платочек» Е. Петребургский, «Вечный огонь» А. Филлипенко, «Бухенвальдский набат» В. Мурадели, «Рисуют мальчики войну» А. Богословский. Песни патриотического характера помогали военным собрать силы и выиграть бой, они напоминали о родных и близких, ради которых надо было выжить. Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности ребят, обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Дети начинают понимать разный характер используемого материала: мелодичные, спокойные песни о природе; задушевные о маме; глубокие, трагичные о войне; гордые, торжественные о победе, армии; весёлые, задорные – о детстве…
Решение задач по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников - процесс длительный и сложный. Положительного результата мы достигнем только в совместной, систематической работе всех педагогов нашего ДОУ. Всем нам очень хочется заглянуть в будущее, чтобы увидеть наших детей счастливыми, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: