Юлия Свистунова
Нравственно-патриотическое воспитание посредством игры
Роль игры в дошкольном возрасте безгранична. Рассмотрим нравственно-патриотическое воспитание посредством игр, целью которых является как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь и уважение к Родине.
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи- задача первостепенной важности. Но как воспитывать эту любовь? Она начинается с малого- с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему. Уже не раз подчеркивалось универсальность игры, как средства воспитания и обучения.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание посредством игры» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Игра-одна из тех видов деятельности, которые необходимо использовать взрослым в целях нравственно- патриотического воспитания дошкольника. Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь как и во что играют дети.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания являются народные игры. В них отражается образ жизни людей, обычаи, быт, национальные устои, представление о честности, смелости. У детей формируется интерес к русской народной культуре, к ее традициям. При объяснении правил игры мы рассказываем о том, что русские народные игры передавались из поколения в поколение и имеют многовековую историю. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В народных играх присутствует юмор, шутки, задор, что привлекает ребенка- дошкольника. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную деятельность ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире. В народных играх бывает все: и фольклорный текст, и музыка и динамичность действий и азарт. В тоже время они имеют строго определенные правила и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. К тому же народные игры можно использовать в любых режимных моментах: на занятиях, в повседневной жизни ребят, на прогулке, на праздниках и развлечениях. Дети с удовольствием играют в народные игры. Вот к примеру одна из таких народных игр "Карусель", когда дети, держась правой а потом левой рукой за те же народные красивые ленточки, идут по кругу со словами: Еле,еле,еле,еле. Завертелись карусели. А потом кругом, кругом все бегом, бегом, бегом! Дети сначала двигаются медленно, затем быстрее и быстрее. По команде- поворот, меняют руку и бегут в другую сторону со словами: Тише, тише, не спишите. Карусель остановите. Раз-два, раз и два. Вот и кончилась игра. Если в музыкальном зале, то можно и с музыкальным сопровождением под русскую народную музыку. Также детям нравятся такие игры, как "Гори, гори ясно", которую мы часто используем на музыкальных праздниках. "Краски", "Платочек". "Колечко, колечко. ", "Жмурки", "Ручеек", ну и конечно "Каравай".
В патриотическом воспитании немаловажную роль играют дидактические игры, через которые мы знакомим и закрепляем представления о семье, родном городе, стране. Кроме того, играть в дидактические игры можно в любое удобное время и практически в любом месте, поэтому они эффективны в патриотическом воспитании. Можно представить целый ряд игр, таких как:
"Мой адрес", целью которой является закрепление знаний об адресе местожительства детей. Можно провести игру с мячом. Например: воспитатель по очереди бросает мяч детям и произносит "я живу в 6 микрорайоне, а ты?". "я живу в доме номер один, а ты?". "в моем микрорайоне есть поликлиника, а в твоем микрорайоне?" и другие вопросы.
"Наш детский сад", целью которой является закрепление знаний о детском саде и воспитание уважительного отношения к сотрудникам детского сада. В этой игре могут быть использованы фотографии с изображением помещений детского сада. Воспитатель показывает картинку, дети называют кабинет и кто в нем работает. Или другой вариант (с использованием фотографий сотрудников). Перед детьми ряд фотографий с помещениями детского сада. Нужно подобрать к каждому помещению или кабинету фото сотрудника и сказать, как называется кабинет и кем работает сотрудник.
"Путешествие по городу". Цель игры- закрепить представления детей о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу. Воспитатель показывает детям фото с изображением достопримечательности города, дети называют что изображено.
"Профессии". Цель- знакомство с профессиями людей. Через эту игру мы воспитываем у детей уважительное отношение к людям разных профессий и их деятельности. Для этой игры нужны картинки с изображением человека какой- либо профессии и по 4 карточки с изображением атрибутов для каждой профессии. Ребенок выбирает себе картинку, называет профессию и подбирает к ней соответствующие карточки.
"Собери правильно герб" (флаг). Дети из фрагментов составляют целостную картинку. Цель- закрепить знания о символике страны. Дети не только выкладывают картинку, но и объясняют что изображено на гербе, или что означают три цвета флага.
"Прошлое- настоящее". В этой игре дети закрепляют знания об истории родного города. Детям предлагается картинка прошлых лет. Они должны подобрать соответствующую картинку настоящего времени, то есть сравнивают прошлое и настоящее.
"Одень куклу". Данная игра знакомит с национальной одеждой, прививает интерес к национальной культуре.
"Угадай на чем играю". Через эту игру мы закрепляем знания детей о народных инструментах (трещетки, балалайка, гармошка, погремушка). Дети по очереди за ширмой играют на каком либо инструменте, а другие отгадывают.
"Укрась матрешке сарафан". Цель-закрепить знания о декоративно-прикладном искусстве, о промыслах народа. Детям показывается элемент картинки, они называют к какой росписи она относится.
В нравственном воспитании имеют значение и словесные игры. В этих играх мы воспитываем у детей желания использовать в речи добрые, вежливые, важные слова. Воспитываем доброжелательное отношение к окружающим. Это такие игры, как "Добрые слова", "Волшебные слова". Для мотивации детей можно ввести сказочного персонажа или игрушку и научить добру и вежливости.
Сюжетно- ролевые игры. Особенностью современных детей является то, что они с ранних лет приучены жить в виртуальном мире, мире компьютерных игр,где отсутствует какое либо взаимодействие и общение друг с другом. Социальное отношение должно стать предметом социальной подготовки ребенка к взрослой жизни. Самой оптимальной формой таких отношений является ролевая игра. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованиям большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам, чего не хватает нашим современным детям. Это и есть нравственные основы. Поэтому в режимных моментах мы отводим место таким играм, как "Семья", " Детский сад","Школа", " Путешествие" и много других игр, где есть основы нравственного воспитания.