Ася Левашова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе физического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые председатель и члены аттестационной коллеги. Прежде, чем начать свое выступление, хочется провести вас по страницам истории нашей Родины. На протяжении всего исторического становления России, как государства, наш народ сталкивался с нескончаемым потоком вражды по отношению к нашим предкам со стороны других государств. Именно поэтому наши праотцы, в самые тяжелые времена, объединялись под общее знамя для защиты нашей Родины. Отстаивая неприкосновенность наших границ, наши прародители всегда отстаивали и свободу дружественных с нами народов. В конце 20-го века, времени, когда ломались стереотипы и мировоззрение наших соотечественников, вера в патриотизм и любовь к Родине стала чем-то неприличным в обществе. Граждане забыли, что все они россияне, дети своей страны. Профессия «Военный» стала произноситься, как ругательство; слова «патриот», «гражданин» считались неприличными. «Все лучшее с Запада!» - кричали рекламы.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе физического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Кончился ХХ век – век, когда мы забыли о том, что мы россияне и патриоты своей страны. Это привело к тому, что нас и наших детей стали называть потерянным поколением. Все чаще и чаще можно услышать на улицах от молодежи негативные высказывания о России. Настала пора задуматься о спасении того, что можно еще спасти и сохранить. Это – страна, где будут жить наши дети и внуки. И только нам решать, какое наследство им оставить. В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить <. > воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость". В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые (День Российского флага, День единства, молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, всё чаще с «помощью телевидения» в детские души вторгается реклама пива, нормой жизни становится уклонение от службы в армии, передача детей в детские дома при живых родителях. Произошла смена кумиров молодежи, в качестве образца предлагаются не вечные истины и доблести, а криминальная, силовая героика. Объективными показателями нравственного неблагополучия в сфере детства являются: проявление табачной, алкогольной, наркотической и других зависимостей, включая все виды «экранной зависимости». Наблюдается взаимоотчуждение детей и родителей, разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. А ведь дети – будущий «человеческий капитал», ценный ресурс нашей страны, залог её будущего развития, в каждой семье под руководством родителей растет будущий гражданин.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения тесно связана с нравственным воспитанием, проблемы которого начинают решать педагоги уже в младшем дошкольном возрасте. 30 декабря 2015 г. принята государственная программа «Патриот» на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Уже сейчас в школах, средне-профессиональных учебных заведениях, ВУЗах вводятся в жизнь обучающихся профилактика ЗОЖ, нормы ГТО, вводятся занятия по Начальной Военной Подготовке.
В детских садах педагоги тоже стараются не отставать от времени, и развивают у своих воспитанников интерес к ЗОЖ, формированию нравственных норм и правил, развитие патриотических чувств. И зачастую встает вопрос: «А какими способами это делать?»
Естественно, что основная деятельность дошкольников – это игра. Именно в игровой деятельности ребенок познает мир. И наша задача, как педагогов, предложить детям правильные игры: игры, развивающие стойкость и волю, уважение к окружающему миру и близким людям.
Вся деятельность дошкольника является эмоционально насыщенной. Все, во что включается ребенок, должно иметь эмоциональную окраску, иначе деятельность не состоится или быстро разрушится. Эмоции, связанные с представлением, возникают на основе механизма эмоционального предвосхищения. Еще до того, как дошкольник начнет действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, у него возникает тревожность - эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. Предвосхищение полезного результата действий и вызванной им высокой оценки со стороны близких взрослых связано с положительными эмоциями, дополнительно стимулирующими поведение.
Приступая к работе над данной темой, наш педагогический коллектив задумался над тем, каким образом будет проводиться работа по формированию патриотических чувств дошкольников. Ведь детям 5-7 лет не всегда можно объяснить, почему мы должны любить и уважать нашу Родину. Но эти чувства можно сформировать на подсознательном уровне, развивая у детей интерес к государственным праздникам, семейным традициям и т. д. Тогда нам пришла идея, разработать проект «Я – Патриот». В котором принимают участие все участники образовательных отношений (Педагоги, воспитанники, родители). В проект составлен на основе нескольких модулей, в который включены занятия по ознакомлению с историей родного края, совместные мероприятия с родителями (спортивные праздники, выпуски газет на определенные темы, круглые столы для родителей, физкультурные праздники для детей, встречи с героями нашего времени (пожарные, полицейские, военные). И в обычном режиме: на прогулках и занятиях воспитателями делается акцент на формирование у детей ловкости, силы воли, целенаправленности, организованности и ответственности каждого ребенка во время подвижных игр. Подвижная игра создает у детей общее радостное настроение, вызывает чувство удовольствия, что положительно влияет на развитие дружеских взаимоотношений. В подвижных играх ребенок ставится в такие условия, когда ему приходится самому решать, как действовать, чтобы достичь цели. Характер движений во многих играх заставляет действовать быстро, проявлять сообразительность, умение увернуться, преодолеть препятствие. В ряде игр от действия одного участника зависит ход всей игры, из-за опоздания одного участника проигрывает вся команда. Это является стимулом для развития умения подчинять свои действия и желания коллективу, чувства ответственности за свои поступки, т. е. в единстве и взаимовлияния идет развитие важнейших нравственных качеств : товарищества, дружбы, взаимопомощи. Особое место занимают коллективные игры с военной атрибутикой. Сила, ловкость, смелость, чувство дружбы и товарищества – вот те качества, которые формируются в этих играх.
При руководстве играми и эстафетами наши педагоги обращают внимание на следующее:
• Развитие и обобщение представлений детей о Российской Армии, о жизни и труде солдат в военное и мирное время.
• Выделение из текстов художественных произведений эпизодов, которые можно привнести в игру.
• Привлечение детей к изготовлению атрибутов для игры.
• Организация спортивных соревнований, тренировок в ходе игры.
Руководя игрой, педагог направляет свое внимание на воспитание у детей желание быть похожими на солдат. Вместе с детьми мы устроили на участке «полосу препятствий», т. е. установили самодельный инвентарь для перепрыгивания, перескакивания, пролезания, подползания и т. д. Эта игра принимает спортивный характер. А внесение пилоток, шлемов, бескозырок, фуражек и прочей атрибутики усиливает желание продолжать игру и дает возможность детям почувствовать себя сильными, ловкими защитниками Отечества.
Именно через такие игры у детей дошкольного возраста формируется любовь к Родине, а забота о близких и их защита в последствии перерастает в потребность защищать свою страну.
Между тем в средствах массовой информации продолжается дискуссия о том, надо ли воспитывать любовь к Родине. И весьма громки голоса тех, кто высказывает негативное суждение на этот счет. Патриотизм, якобы, должен войти в человека естественным путем. Родина обязана позаботиться о своих детях, осыпать их благами, стать авторитетной, могучей державой, такой, чтобы каждому из нас захотелось её полюбить. Но возникает вопрос: кто будет осыпать нас благами, да и можно ли определить размер благ, достаточный для того, чтобы человек начал любить Родину? Если мы не научим ребёнка любить свою страну, кому она будет нужна? Кто будет радоваться её достижениям, и болеть её горестями? Судьба Родины в руках человека, и ждать момента, когда она будет достойна его любви, по крайней мере, не разумно. Родина такова, какой мы её сами делаем.