Татьяна Плотникова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через любовь к семье
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Разработан новый федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, который отвечает новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через любовь к семье» размещена в разделах
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис нравственных идеалов и самая большая опасность, подстерегающая нас сегодня - в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Вот почему сегодня необходимо воспитывать нравственное самосознание, возрождая многовековые традиции нравственного воспитания ребенка в единстве семья-ребенок-детский сад.
Изучением проблемы нравственно-патриотического воспитания дошкольников занимались Р. С. Буре, К. Д. Ушинский, С. А. Козлова, Р. И. Жуковская, В. А. Сухомлинский.
Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют и современные педагоги и психологи О. С. Богдановой, Л. Р. Болотиной, М. А. Бесовой, В. В. Поповой, Л. И. Романовой.
Любовь маленького ребё нка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям- отцу, матери, дедушке, с любви к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду, городу.
И поэтому, одной из самых важных и сложных в деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и нравственного-патриотического воспитания.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Исходя из выше сказанного, целью моей работы стало: формирование нравственно – патриотического воспитания дошкольников через представление детей о семье, семейных традициях.
Нравственно-патриотическим воспитанием необходимо заниматься с младшего дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. От того, как она будет сформирована в первые годы жизни ребенка, во многом зависит все его последующее развитие.
Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Тесное сотрудничество педагогов с членами семьи выражается в установлении доверительных деловых контактов; вовлечение родителей в педагогический процесс, обеспечение необходимой информацией.
Первоначально была выстроена система работы по взаимодействию с семьёй в рамках нравственного воспитания дошкольников.
Диагностический блок помог выявить запросы родителей по нравственному воспитанию дошкольников, выявить мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень компетентности родителей в этом вопросе.
Данная работа реализовывалась через такие формы, как наблюдение, беседы с родителями. Полученный результат показал, что большинство родителей плохо осведомлены в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Целью теоретического блока стала подготовка материала для повышения компетентности родителей в вопросе нравственного воспитания дошкольников.
Практический блок стал завершающим этапом в работе.
Формы работы интересны и разнообразны: Нетрадиционные/Традиционные;
Индивидуальные (консультации, беседы и др.). Коллективные (родительские собрания и др.); Наглядно – информационные (буклеты, стендовая информация и др.).
В группе, при активном участии родителей, оформлен уголок «Моя семья», где поместили фотографии детей с их близкими родственниками - дети рассматривают фотографии и рассказывают о своей семье; расположили различные поделки, которые мамы и папы сделали своими руками – дети с удовольствием рассказывают о том, что их родители умеют делать.
Чувство Родины - у ребенка начинается с отношения к семье, к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке.
Поэтому, организуя беседы о своей семье на темы : «У меня дружная семья», «Моя любимая бабушка (дедушка)», «Как мы провели выходной день», «Чем я могу порадовать маму (папу, бабушку, дедушку)» и другие, я всегда делаю акцент на то, что не только взрослые обязаны заботиться о детях, радовать их, но и дети должны им платить тем же.
Большое внимание в группе уделяется воспитанию любви к самому близкому в семье человеку маме. Я беседовала с детьми о мамах, обращала их внимание на то, что мама заботится обо всех членах семьи — она поддерживает порядок в доме, готовит, стирает, играет с детьми. Следует вызвать в детях не только восхищение мамой, но и потребность в оказании ей посильной помощи — сложить самому одежду, убрать игрушки и т. д. Объясняла детям, что чем большее они научатся делать сами, тем больше смогут помочь маме.
В течение года расспрашивала детей о других членах семьи – папе, бабушке, дедушке, младших братишках и сестренках, предлагала детям сюжетно- ролевые игры «Семья». Рассказываем о структуре семьи, о том, какой она должна быть, чтобы всем было хорошо. Как родные люди должны жить в семье : мирно, дружно, без ссор, помогать друг другу, понимать и любить друг друга. И, таким образом, постепенно я подводила детей к пониманию того, что такое семья, что она должна быть дружной и крепкой.
Любовь и уважение к своей семье находит отражение и в художественном творчестве детей: лепке, аппликации, рисовании. На этих занятиях я предлагаю изготовить для наших мам, пап, бабушек, дедушек рисунки, подарки, небольшие сувениры, которые радуют их.
Досуги, праздники - самые привлекательные, востребованные формы работы. Праздники в детском саду имеют особое значение в формировании духовной культуры ребенка. Через такую форму деятельности дети знакомятся с народной культурой, у них воспитывается любовь к родному краю, любовь к семье.
Самыми яркими совместными праздниками с родителями и детьми стали: «День Матери», «Международный женский день 8 марта», воспитывают в детях любовь и уважение к женщине-матери, умение выразить благодарность и любовь по отношению к продолжательницам человеческого рода, стремление походить на мам и бабушек.
Праздники, посвященные Дню Защитника Отечества, День отца, помогают пробудить в детях чувство гордости за силу, мужество пап, стремление стать такими же.
Праздник бабушек и дедушек. Отмечать день пожилого человека в детском саду очень важно, ведь этот праздник дополнительная возможность воспитать у детей уважение к старшему поколению.
К празднику 9 мая посвящался ряд мероприятий: «Окна победы», «Подарок ветерану», задача проводимых мероприятий – проследить связь поколений, сохранить память и уважение к подвигу солдат. Конечно, подготовка к мероприятиям требует времени, труда и душевных сил. Но они приносят такую радость, когда мы видим счастливые глаза детей и слышим слова благодарности родителей!
В работе очень помогают наглядно - информационные формы:
Родительские уголки – это хороший метод общения с родителями, позволяющий обратить их внимание на проблемы современного общества и получить косвенные советы по нравственному воспитанию «Семейные традиции», «Родителям о чтении», «Мудрые мысли о воспитании детей». Эта форма работы стимулирует родителей на занятия с детьми и расширение их кругозора.
В повседневной работе используются информационные буклеты в помощь родителям («Памятка родителям от ребенка», «10 типичных ошибок в воспитании детей»).
Таким образом, перечисленные выше формы работы помогают нам активизировать родителей в нашей совместной деятельности по нравственному воспитанию детей.
Кроме того, работа в данном направлении позволяет предоставить родителям начальные знания и пробудить в них интерес к самостоятельному опыту по нравственному воспитанию в кругу семьи.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас общая цель - воспитывать будущих созидателей жизни. «Из всех наук, которые человек может и должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Л. Н. Толстой
Список используемой литература:
Ашиков В. Ещё раз о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2005. - №4. – С. 3 -5.
Гладкова Ю. А. Взаимодействие с семьёй : вопросы планирования // Ребёнок в детском саду. – 2006. - №4. – С. 41.
Детский сад и родители. / Под ред. Е. И. Колоярцевой. – М. : «Просвещение», 1969. – 169 с.
Дружинин В. Н. Психология семьи. – Изд. 3-е. – СПб. : «Питер», 2008. – 176 с.
Мосалова Л. Л. // Я и мир: Конспект занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб. : «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.- 80 с.
Маркова В. Нравственное воспитание в отечественной педагогике // Дошкольное воспитание. – 2006. - №12. – С. 104 – 110.
Маркова Т. А., Загик Л. В., Иванова В. М. Детский сад и семья. – М. : «Просвещение», 1981. – 176 с.
Островская Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : Кн. для воспитателя дет. сада. – М. : «Просвещение», 1987. – 144 с.
Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей «Семь Я» // Дошкольная педагогика. – 2007. - №7. – С. 49 – 53.
Смирнова Е. О. Проблемы общения ребёнка и взрослого в работах Л. С. Выготского и М. И. Лисиной // Вопросы психологии. – 1996. - №6. – С. 47.