Ольга Родионова
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание ребенка – сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Проблема нравственно-патриотического воспитания заключается в том, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании нельзя уверенно двигаться вперед, так как наше будущее должно иметь свою духовно-нравственную основу, чувства достоинства, гордости, ответственности и ценности семьи, нации, Родины.
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
Актуальность нравственно-патриотического направления обусловлена тем, что в системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку, семье, педагогам в образовательном процессе. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию : создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
В содержании ФГОС ДО отмечается острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольника Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать.
Согласно «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29. 05. 2015 г. N 996-р выделяются среди прочих следующие приоритеты государственной политики в области воспитания : гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание детей.
В настоящее время задачи нравственно-патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Гипотезой исследования выступает предположение, что уровень развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста повысится при активном вовлечении семей воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Цель исследования: экспериментально проверить эффективность педагогической деятельности, направленной на нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста при вовлечении семей воспитанников.
Нами были использованы следующие методы исследования: анализ педагогической и методической литературы по теме исследования, анкетирование родителей, анализ планов образовательной работы педагогов по нравственно-патриотическому направлению дошкольного образования, беседы с детьми.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников начинается с семьи, постепенно переходя от малого к большему — детский сад, родной город, страна. С этой целью во второй младшей группе мы сделали альбом «Наш любимый детский сад», проводили экскурсии по саду, знакомя дошкольников с сотрудниками. Так же вместе с родителями был создан альбом «Моя семья», который дети до сих пор с удовольствием рассматривают и рассказывают о своей семье. Так же был реализован проект «Мама – солнышко мое». Продуктом этого проекта была фото – газета, с фотографиями любимых мам.
На следующем этапе происходило обогащение знаний и представлений детей о родном городе. Каждый человек имеет свою малую Родину. Чем больше связано впечатлений, переживаний, эмоции с ней, тем она роднее.
Чтобы дети «почувствовали» свой город, им необходимо о нем рассказывать и показывать его. Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме гражданско-патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, мы разработали проект: «Наш город - Томск». В рамках этого проекта мы использовали такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня «Семейный поход», который включал в себя посещение памятных мест города Томска. Дети не только получи знания о родном городе, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Результатом таких походов стало создание газеты «Мой город Томск!», где были помещены фотографии детей и родителей, сделанные ими у памятных мест. Дети старшего дошкольного возраста могут и должны знать название своего города, его главные улицы, достопримечательности, музей, театры и проч.
Следующим этапом нашей совместной работы, стало знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн). У большинства родителей есть свои интересы, увлечения, с которыми детям любопытно было бы познакомиться. И исходя из этого мы организовали в нашей группе мастер-класс, он был приурочен к празднику «День Государственного флага Российской Федерации». Мастер – класс провела мама одного из воспитанников группы. Ребята с увлечением слушали рассказ об истории праздника, важности и значении государственных символов России. А затем, с таким же увлечением изготовили флаг в технике «Аппликация из нитей».
Большое значение для воспитания сознательного гражданина является привитие уважительного отношения к героям войны, ветеранам, в память о тех, кто погиб, защищая отечество; уважение к воинам – защитникам Родины. Так в преддверии празднования дня защитника Отечества нами был разработан и реализован мини-проект на тему: «Наша Армия. День защитника Отечества». В рамках осуществляемого проекта с детьми были осуществлены различные мероприятия, направленные на развитие нравственно-патриотических чувств :
• тематические беседы,
• спортивное мероприятие на проявление ловкости, смелости и быстроты дошкольников,
• мастер-класс от мамы «Подарок для папы»
• встреча с военнослужащим в отставке, участником советско–китайского конфликта на острове Даманский.
Увлекательный мастер-класс «Подарок для папы» подготовила и провела с ребятами мама одного из воспитанников. Дети выполнили необычную аппликацию – подарок для пап ко Дню Защитника Отечества. В процессе мастер-класса дети получили невероятные положительные эмоции и еще долго делились ими друг с другом.
Запоминающейся для детей оказалась встреча с военнослужащим в отставке, участником советско–китайского конфликта на острове Даманский – Юдниковым Петром Ильичом. Гость продемонстрировал детям презентацию «Российская Армия» и рассказал про виды войск в нашей армии. Большое внимание детей привлекли медали и награды Петра Ильича. Они задавали вопросы и с любопытством рассматривали их.
В преддверии праздника «Дня Победы» нами был разработан и реализован мини-проект на тему: «9 мая – День Победы». Целью данного проекта было: воспитание патриотизма у старших дошкольников, чувства гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. В рамках осуществляемого проекта с детьми были осуществлены различные мероприятия:
• тематические беседы,
• мастер-класс от мамы «Голубь мира»
• выставка фотоколлажей «Я помню, я горжусь!»
Мастер-класс был посвящен теме: «Голубь Мира». Целью мастер-класса являлось: прививать детям чувство гордости за героизм нашего народа, единения с людьми в борьбе за мир; воспитывать аккуратность, усидчивость. Для ребят была проведена беседа о том, почему голубь символизирует собой мир, а после беседы ребятам было предложено выполнить поделку-символ – Голубя Мира.
Выставка фотоколлажей «Я помню, я горжусь!» помогла закрепить знания детей о том, как в годы войны храбро сражались и защищали нашу страну от врагов их прадеды, деды, как люди хранят память о них, как бережно относятся к семейным фотографиям и наградам своих предков. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, своим историческим корням, сохранению семейных связей.
В процессе реализации мини-проекта у детей старшего дошкольного возраста были расширены и систематизированы знания о подвигах солдат, о наградах, о значении победы для нашей страны.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает: эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного. С этой целью мы организовали маршрут выходного дня Знакомство с библиотекой.
Так же нами был организован и проведен субботник, посвященный Всероссийской экологической акции «Зеленая Россия». Субботники «Зеленой России» являются самыми массовыми мероприятиями, вовлекающими ответственных и неравнодушных граждан в деятельность, направленную на улучшение качества окружающей среды. Немаловажным фактором является положительный пример, который подают участники массовых субботников подрастающему поколению.
Целью субботника являлось повышение интереса родителей к мероприятиям, направленным на улучшение экологической обстановки группового участка детского сада; повышение экологической культуры родителей воспитанников; привлечение родителей к сотрудничеству с детским садом, воспитание любви к чистоте и труду воспитанников.
Для воспитания бережного отношения к родной природе и чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. Мы организовали различные акции, направленные на бережное отношение воспитанников к природе родного края (акция «Сдай батарейку спаси ёжика», на развитие чувств сопереживания и помощи к другим детям (Всероссийская акция «Сухая попа», проявление интереса к труду взрослых (акция «День добрых дел», цикл мастер-классов от родителей воспитанников «Сделай сам», а также воспитание уважения к традициям своего народа (праздник «Масленица»).
По итогам осуществленной работы нами было организовано анкетирование родителей с целью получения обратной связи, а также сбора мнений об осуществленных мероприятиях. Нами было выявлено, что родителей устраивает уровень информированности о воспитательно-образовательном процессе ребенка в детском саду. Родители благоприятно относятся к мероприятиям, проводимыми дошкольным учреждением, а также в большей степени высказывают готовность участвовать в различных акциях, проектах и выставках, организуемые дошкольным учреждением.
После бесед с дошкольниками было выявлено повышение уровня нравственно-патриотических знаний, из года в год наблюдался рост интереса воспитанников к своей семье, Родине, традициям.
Так, на основании осуществленной работы и посредством получения обратной связи от родителей и воспитанников можно сделать вывод о том, что гипотеза нашего исследования, заключающаяся в предположении о том, что уровень развития нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста повысится при активном вовлечении семей воспитанников в образовательный процесс дошкольного учреждения, подтверждена.
По итогам осуществленной деятельности нами был сделан вывод о том, что результативность и разнообразие нравственно-патриотического воспитания детей осуществляемыми дошкольной организацией зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогами детского сада и родителями. Полученный положительный опыт может быть расширен и успешно использован в дальнейшей работе по развитию нравственно-патриотического сознания с детьми дошкольного возраста, а также с родителями дошкольников.